Синология.Ру

Тематический раздел


Лю Юн

劉墉, Лю Чун-жу 崇如, прозв. Ши-ань 石庵, Цин-юань 青原 Дун-у 東武, Жигуаньфэн-даожэнь 日觀峰道人, Мин-хуа 凕華, Му-ань 木庵, Сян-янь 香巗, Цин-юань 青原, Ши-ань 石庵, посмертное имя и титул Вэньцин-гун 文清公 и др. 1719, Чжучэн (совр. г. Гаоми, пров. Шаньдун), — 1804 (вар. 1803/1805). Гос. деятель, поэт, живописец, каллиграф, представитель «направления изучения прописей» (тесюэ-пай  帖学派).
 
За свою почти вековую жизнь Лю Юн служил при четырех императорах и стал одним из тех, чья ученость определяла культурный уровень маньчж. двора. Сумев достичь высот профессионализма в каллиграфии, он блестяще продолжил ортодоксальную традицию, привнеся в нее ряд новаций, нашедших отклик у мастеров рубежа XIX–XX вв. Лю Юн в равной мере прославился работами в почерках кайшу  楷書, синшу 行書 и цаошу 草書. До определенной степени на его тв-ве сказывались предпочтения императоров: при Кан-си (1662–1722) он особенно много работал в стиле Дун Ци-чана 董其昌, что соответствовало и его собств. пристрастиям; при Цянь-луне (1736–1795) приходилось учитывать интерес последнего к Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Позднее он часто копировал Янь Чжэнь-цина 颜真卿, а под конец своей жизни обратился к стелам (бэй [4]) периода Сев. династий. Его штудирование оттисков (те  ) было постоянным и основательным.
 
Произведениям Лю Юна присущи четкая структура композиций и крепкий «костяк» гу каждого иероглифа (см. Гу, цзинь, сюэ, жоу). Расположение знаков всегда подчеркнуто просторно. При этом Лю Юн особым образом варьирует нажим кисти, к-рая то еле касается бумаги, то совершает акцентированно сильный нажим. Данный прием восходит к технике письма танского каллиграфа и теоретика Сунь Го-тина 孫過庭. Манера письма Лю Юна, тем не менее, индивидуальна. Его кисть попеременно движется то легко, то тяжело как внутри одного знака, так и от знака к знаку. В столбцах, несмотря на их правильность и стройность, чередуются иероглифы большего и меньшего размера. Тонко нюансированные вариации масштабов и ритмов каллиграф приводит к гармонии, редкой по чистоте и ясности. Лю Юн владеет иск-вом извлечения максимальной выразительности из минимума пластич. действия.
 
Литература:
Лю Хэн. Цин-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Цин). Цзянсу, 1999; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 649.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.