Синология.Ру

Тематический раздел


Лю Синь

劉歆, Лю Цзы-цзюнь 劉子駿, Лю Сю 劉秀, Лю Ин-шу 劉穎叔. 53/46 до н.э., удел Пэй (совр. уезд Пэйсянь, пров. Цзянсу) – 23 н.э. Каноновед (см. Цзин-сюэ), библиограф, астроном и математик. Сын изв. ученого Лю Сяна (77–6 до н.э.). Поддерживал мн. проекты Ван Мана и когда тот был на посту гл. министра (да сы ма) при имп. Пин-ди (прав. 1–5), и когда захватил трон (9–23). От Ван Мана Лю Синь получил титул го ши («наставник государя/государства») и звание бо ши («широкоэрудированый муж»). В 23 он участвовал в заговоре против Ван Мана, после раскрытия к-рого покончил с собой.
 
Лю Синь завершил начатый его отцом библиогр. труд «Ци люэ» («Семь сводов»), к-рый позже был взят Бань Гу (32–92) за основу при составлении «И вэнь чжи» («Трактат об искусствах и текстах»), главы «Хань шу» («Кн. [об эпохе] Хань»). Согласно «И вэнь чжи», Лю Синь разделил древние филос. школы на десять осн. групп. Он также написал «Сань-тун ли пу» («Реестр “Календаря трех [циклов] тун”»). В 4 н.э. Лю Синь организовал первый в Китае науч. конгресс, на к-ром присутствовало ок. 1000 ученых.
 
В 1–5 н.э.  по приказу Ван Мана Лю Синь разработал эталон мер люй цзя лян ху («узаконенная образцовая мера ху [6]» – пер. А.И. Кобзева), к-рый представлял собой три бронзовых цилиндрических сосуда, соединенных друг с другом. Центр. и самый большой сосуд имел верхний отсек с высотой стенки (глубиной) в 1 чи [1] и нижний отсек, простирающийся ниже дна, с высотой стенки в 1 цунь [2], т.е. в 10 раз меньшей. Аналогичным образом был устроен правый, самый маленький сосуд с соотношением нижней стенки к верхней 1/2. Левый сосуд не имел подразделений и по объему был в 10 раз меньше нижнего отсека центр. сосуда и в 10 раз больше верхнего отсека левого сосуда. Т.о., эталон содержал пять мер емкости, находящихся в соотношениях: 1 ху [6] (19,81 л) = 10 доу = 100 шэн [8] = 1000 гэ [5] = 2000 юэ [10]. Меры ху [6], шэн [8] и гэ [5] были обращены вверх, что символизировало их связь с Небом (тянь [1]), а меры доу и юэ [10] – вниз, что символизировало их связь с Землей. На центр. сосуде была сделана надпись: «Узаконенная образцовая мера ху [6] – это квадрат в 1 чи [1], описанный вокруг него круг с зазором сбоку 9 ли [14] 5 хао и площадью 162 цуня [2], глубина 1 чи [1], объем 1620 кв. цуня [2], емкость 10 доу». Из нее можно сделать вывод, что внутр. диаметр сосуда равен сумме диагонали квадрата со стороной в 1 чи [1] и удвоенного зазора (2 × 0,0095 чи [1]). Зная диаметр круга и его площадь, можно подсчитать значение числа «пи» (по формуле «пи» = 4S/D2). Однако неизвестно, каким способом Лю Синь рассчитывал величину диагонали квадрата. Если брать ее совр. величину (√2 = 1,41421...), то «пи» будет равно 3,15466..., а если взять значение 7/5 = 1,4, к-рое использовалось в то время китайцами для ее приблизительного выражения, то «пи» = 3,21827... Не исключено, что Лю Синь брал в качестве «пи» какую-либо недесятичную дробь, имеющую промежуточное значение, напр. 16/5 (= 3,2).
 
Лю Синь создал календарь Сань-тун («Три [цикла] тун», 1–5 н.э.), модифицировав календарь Тай-чу, из к-рого была взята длина года (суй [2]) в 365 385/1539 дней (≈365,25016) и значение синодического месяца (юэ [3]) – 29 43/81 дней (≈29,53086). Как и в Тай-чу, учитывалось, что для одной и той же точки наблюдения затмения Солнца должны повторяться через 135 синодических месяцев, что составляет шо ван чжи хуй («цикл совпадения фаз»). Это число было выбрано как кратное синодического месяца и нодического года. В календаре Лю Синя учитывался цикл юань [1] (4617 лет), равный трем (сань [2]) циклам тун [3] (1539 лет = 19035 месяцев = 562120 дней), поэтому он и был так назван. По истечении цикла юань [1] совпадают новолуние, зимнее солнцестояние и нач. шестидесятидневки. Цикл тун [3], представляющий собой наименьший отрезок времени, к-рый содержит целое число дней, месяцев и лет, получался как произв. 19-летнего цикла чжан [1] на сакральное и нумерологическое (сяншучжи-сюэ) число 81, к-рое является знаменателем дроби, входящей в величину синодического месяца. В цикл юань [1] входят 9 циклов хуй юэ («собранные месяцы»), к-рые содержат по 6345 месяцев, соответствующих 513 годам, 47 циклам шо ван чжи хуй и 27 19-летним циклам. Учитывались также цикл «полного парада пяти планет» (у син хуй чжун) в 138240 лет и в 19 раз больший – «великий год» (тай суй), состоящий из 2626560 лет, или 5120 циклов хуй юэ. Макс. периодом астрономических согласований в календаре Сань-тун считалась «верховная эра Великого предела» (Тай цзи шан юань; см. Тай цзи) – 23639040 лет. В течение этого периода, равного 5120 циклам юань [1], должен был произойти 171 «великий парад» пяти изв. в древнее время планет.
 
Совр. учеными именем Лю Синя был назван кратер на Марсе.
 
Литература:
Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
 
Автор: Еремеев В.Е.
 
Имп. Чэн-ди (32–6 до н.э.) назначил Лю Синя вместе с отцом заниматься сверкой кн. в дворцовой б-ке, что он продолжил делать и после смерти Лю Сяна, унаследовав также его высокий чин чжун-лэй сяо-вэй («воевода центр. обороны»). В итоге их совместный труд «Ци люэ» заложил основы трад. библиогр., являющейся по существу более общ. наукой о систематизации письменных продуктов дух. деятельности, т.е. «культуры» (вэнь). В нач. периода Цзянь-пин (6–3 до н.э.), когда из опалы возвратился поддерживавшийся его отцом и покровительствовавший ему самому Ван Ман, Лю Синь изменил свое имя на Сю (Превосходный, компонент термина сю цай – «превосходный талант», см. Кэ цзюй), а прозвище на Ин-шу (Выдающийся младший брат), но в конце жизни вступил в заговор против Ван Мана, поскольку тот убил трех его сыновей.
 
Введенный в оборот Лю Синем при правлении Ван Мана (9 н.э.) универсальный мерный эталон – «узаконенная образцовая мера ху [6]» – выражал прежде всего объем в 1620 кв. цуней, а примечательное число 1620, при разложении на множители обнаруживающее пифагорову тройку чисел и в целом явную троичность: 1620 = (3 × 3) × (3 × 4) × (3 × 5), является также интегральной характеристикой синхронной универсальной системы нумерологических символов – 81 тетраграммы «Тай сюань цзина» («Канон великой тайны»), созданной др. сподвижником Ван Мана и ровестником Лю Синя Ян Сюном. В гл. «Сюань ту» («Таинственное изображение») «Тай сюань цзина» (цз. 10) Ян Сюн привел набор из четырех трехчленных числовых рядов: 1, 5, 9; 1, 4, 7; 3, 6, 9; 2, 5, 8, к-рый очевидно символизирует структуру тетраграмм, состоящих из 3 видов черт (целой, прерванной и дважды прерванной) в 4 позициях. Из представляющей его схемы 1 видно, что в среднем сумма 3-членной строки равна 15, а 4-членного столбца – 20. Отсюда вытекает, что если столбцы соответствуют 3 видам черт, а строки – их 4 позициям в тетраграммах, то все тетраграммы в числовом выражении дадут сумму, равную 1620 (20 × 81 или 15 × 108, где 108 – количество черт одного вида). Указанные множители – 20, 81, 15 и 108 суть кардинальные нумерологические числа, из к-рых в данном случае наиболее выразительны два первых: 81 – символ архитектоники «полного» канона (ср. 81-членную архитектонику «Дао дэ цзина», «Нань цзина», «Тай сюань цзина») и основополагающего для календаря Лю Синя (Сань-тун) цикла тун [3] (1539 = 19 × 81), а 20 – символ структуры тетраграммы (4 черты из 5 элементов – см. схему 1) и универсума, поскольку его множители 4 и 5 знаменуют соответственно время/«небо» (4 сезона – сы ши) и пространство/«землю» (5 стран света с центром – у фан). Т.о., объединяющее эталон мер Лю Синя и тетраграммы Ян Сюна число 1620 и там и тут символизирует универсальность и всеохватность. 
 
Схема 1.

Схема 1Схема 1 
В фундаменте системы Ян Сюна оказалась закодированной кореллирующая с тремя сосудами «узаконенной образцовой меры ху» пифагорова тройка чисел: 3 вида черт, 4 позиции в тетраграмме, 5 элементов черты; 3 заполненных отрезка в дважды прерванной, 4 – в единожды прерванной, 5 – в целой черте. Базовая для «Тай сюань цзина» числовая структура 3 – 4 – 5 заключена и в общ. у Ян Сюна с Лю Синем наборе годовых циклов: чжан [1] – 19, хуй – 513, тун [3] – 1539, юань [1] – 4617. Циклов – 4, и количество лет в трех последних представляет собой произв. количества лет в первом (19-летнем метоновом цикле), умноженного на число 3 в 3, 4 и 5-й степенях: 513 = 19 × 33 , 1539 = 19 × 34 , 4617 = 19 × 35, т. е. вся система построена на расчетах посредством метонова цикла и пифагоровой тройки чисел.
 
В первую очередь предметом ред. деятельности Лю Синя стали конф. каноны, позднее вошедшие в «Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние»): «Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены») и, комментирующие летопись «Чунь цю» («Весны и осени»), «Гу-лян чжуань» («Предания Гу-ляна») и «Цзо чжуань» («Предание Цзо»). Он скорректировал само назв. последнего памятника, придав ему совр. форму. Ранее еще Сыма Цянь в «Ши цзи» («Ист. записки», цз. 14) называл его «Цзо-ши чунь цю» («Весны и осени господина Цзо»), что подразумевало присущий ему самостоятельный статус как одной из летописей, называвшихся тогда чунь цю («весны и осени»). Переименование в «Чунь цю Цзо-ши чжуань» («Предание господина Цзо [о летописи] “Весны и осени”»), или кратко «Цзо чжуань» означало рассмотрение этого текста в качестве коммент. к канонизированной летописи «Чунь цю». После такого переосмысления, позволявшего с помощью «предания» (чжуань [2]) толковать канон (цзин [1]), Лю Синь стал добиваться присоединения «Цзо чжуани» к официально изучавшимся конф. канонам (7–6 до н.э.). Этот набор кн., знание к-рых было необходимо для получения чиновничьих должностей, он предложил формировать на основе текстов, написанных «древними знаками» (гу вэнь), применявшимися до реформы письменности Цинь Ши-хуана в 213 до н.э., и объявил, что сам нашел такие списки «Цзо чжуани», «Чжоу ли» («Чжоуская/Всеохватная благопристойность»), «Ши цзина» («Канон поэзии») и «Шу цзина» («Канон [докуменальных] писаний»). В результате этой деятельности Лю Синь стал родоначальником школы гувэньцзин-сюэ («учение о канонах в древних знаках»), к-рая в каноноведении (цзин-сюэ) вплоть до нач. ХХ в. боролась со школой цзиньвэньцзин-сюэ («учение о канонах в совр. знаках»), основанной Дун Чжун-шу.
 
Особую, полит. остроту этой полемике придал лидер движения за реформы в кон. ХIХ– нач. ХХ вв. Кан Ю-вэй, реанимировавший теорию неаутентичности «Цзо чжуани», изложенную ранее Лю Фэн-лу (1776–1829) в «Цзо-ши чунь цю као чжэн» («Критическое исслед. “Весен и осеней господина Цзо”», 1811), и обобщивший ее в знаменитой, неоднократно запрещавшейся имперской властью кн. «Синь сюэ вэй цзин као» («Исслед. поддельных канонов синьского учения», 1891). Представ в ней апологетом «канонов в совр. знаках», якобы запечатлевших реформаторский дух Конфуция, он доказывал поддельный характер «канонов в древних знаках», якобы фальсифицированных Лю Синем в угоду узурпатору Ван Ману, основавшему фальшивую дин. Синь. Точку зрения Кан Ю-вэя поддержали Пи Си-жуй (1907), Цуй Ши (1910), Чжэнь Хуань-чжан (Chen Huan-chang, 1911), О. Франке (O. Franke, 1920), Го Мо-жо (1935), С.Л. Тихвинский (1953), М.В. Крюков (1957). Против нее выступили Б. Карлгрен (B. Karlgren, 1926), Цянь Му (1930), А. Масперо (H. Maspero, 1932), В.А. Рубин (1959).
 
Биография Лю Синя изложена Бань Гу в цз. 36 «Хань шу» (англ. пер.: E.J. Eitel, 1886; H.H. Dubs, 1944), а его астрономические построения там же легли в основу цз. 21 «Люй ли чжи» («Трактат о [муз. системе] люй и календаре»). Введенное им значение числа «пи» получило назв. «коэффициент Лю Синя» (Лю Синь люй). Из-за связи с одиозной личностью Ван Мана его письменное наследие почти не сохранилось, но в эпоху Мин было сведено в «Лю Цзы-цзюнь цзи» («Собр. [соч.] Лю Цзы-цзюня»).
 
Источники:
Бань Гу. Хань шу. Т. 1–12. Пекин, 1983; The China Review. Vol. XV (1886), p. 90–95; The History of the Former Han Dynasty of Pan Ku / Tr. by H. Dubs. Vol. 1–3. Baltimore, 1938–1955.
 
Литература:
Волков А.К. Предварительные результаты количественного анализа древнекитайских эталонных сосудов // XVI НК ОГК. Ч. 1. М., 1985; Ли Си. Лю Синь // Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 198; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, указ.; Кан Ю-вэй. Синь сюэ вэй цзин као (Исслед. поддельных канонов синьского учения). Пекин, 1988; The Cambridge History of Ghina.Vol. I. Cambridge, 1986, glossary–index; Cheng A. Étude sur le confucianisme Han. P., 1985, index.; Po Hu T`ung / Tr. by Tjan Tjoe Som. Vol. I. Leiden, 1949, p. 137–155.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 734-737.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.