Синология.Ру

Тематический раздел


Лу Цзя

陸賈. 216 до н.э., царство Чу, — 172 до н.э. Историк, литератор, мыслитель, положивший начало поискам путей синтеза доктрин древнекитайских философских школ, нацеленного на создание идеологич. системы централизованной империи. Сановник (тай чжун да фу) при дворе нескольких императоров дин. Зап. Хань (206 до н.э. — 8 н.э.), в т.ч. ее основателя Лю Бана (Гао-цзу). Сопровождал его в военных походах, выступал посредником в переговорах с удельными владетелями (чжу хоу). Дважды благодаря его усилиям правитель гос. образования Наньюэ (территория совр. пров. Гуандун) признавал сюзеренитет ханьских императоров.
 
Осн. филос. и социально-политич. соч. — «Синь юй» («Новые речи»). Само назв. выражает идею активного новаторства в противовес конфуцианской абсолютизации подражания «древности» (гу [2]). Основываясь на значениях графич. элементов, составляющих иероглиф синь [3] (новый, новшество), — «топор», «дерево», «ставить», Лу Цзя создал след. метафору: рубят деревья, и, поверженные, они «приносят пользу десяти тыс. поколений», «явив красоту узора (вэнь)» своей древесины. Эта метафора подкрепляет тезис Лу Цзя о «единстве древнего и совр.» (гу цзинь тун и), к-рый подразумевает связь обновления с восприятием сущности древних традиций, выраженной в «письменности/культуре» (вэнь). Однако этот тезис у Лу Цзя камуфлирует то, что фактически он отдает приоритет современности и опыту недавнего прошлого: т.к. «дао близко», поскольку оно пронизывает все сущее, для его познания «нет нужды углубляться в древнее и далекое». Выступая против воплотившегося в теории и практике циньского легизма положения школы бин-цзя об «опоре ясных законов и строгих указов на сильное войско», Лу Цзя считал «предельную воинственность» (цзи у) Ши-хуана — циньского властителя (III в. до н.э.) одной из осн. причин гибели империи Цинь. Не отрицая необходимости закона (фа [1]), ибо «учреждение тюрем и определение преступлений, утверждение наград и установление наказаний» нацелено на «выявление истинного и ложного, уяснение хорошего и дурного», Лу Цзя поддерживал идею «[взаимного] дополнения культуры/гражданственности (вэнь) и воинственности (у [2])», трактуемого как «искусство (шу [2]) долголетия [гос. власти]». Гордыне, эгоизму и корысти (стремлению к частной «пользе/выгоде» — ли [3]) Ши-хуана Лу Цзя противопоставлял пример государей древности, следовавших принципам «гуманности» (жэнь [2]), «долга/справедливости» (и [1]), «искавших [в помощь себе] талантливых и мудрых». Выполнение этих конфуцианских требований, по Лу Цзя, характеризует метод правления, обозначаемый даосским термином «у вэй» («недеяние»; см. также Вэй [1]) и обеспечивающий органичное функционирование об-ва, не исключающее обусловленных ситуацией нововведений.
 
Поиск Лу Цзя идеологич. средств поддержки централизованной власти и осуществляемых в ее интересах преобразований продолжили Цзя И (II в. до н.э.) и Дун Чжун-шу (II в. до н.э.). Концепция «обновления» нашла отклик у Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.) и Цзя И «Синь шу» («Новые писания»), отразилась в соч. Хуань Таня (I в. до н.э. — I в. н.э.) «Синь лунь» («Новые суждения»), а также в «новом учении» (синь сюэ [2]) Ван Ань-ши (XI в.). Высказывания Лу Цзя о примате эмпирич. опыта («близкое», «увиденное») по отношению к традициям («далекое», «услышанное») перефразированы в трудах мыслителей и теоретиков лит-ры «Дао дэ цзин») и доктрины «единого» (и [2]; см. Инь–ян; Дао), получило развитие и обоснование в построениях Цзя И, Дун Чжун-шу, Хуань Таня, Ван Чуна, Ван Фу (I–II вв.), Чжунчан Туна (II–III вв.) и др. мыслителей.
 
Соч. Лу Цзя «Чу Хань чунь цю» («Вёсны и осени [царств] Чу и Хань») послужило одним из источников для «Ши цзи» Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.). В XX в. философия Лу Цзя привлекла внимание Ху Ши, стремившегося найти в китайской мысли тенденции, отвечающие его прагматическим воззрениям.
 
Источники:
Синь юй // Шанхай, 1956 (ЧЦЦЧ. Т. 7); «Синь юй» Лу Цзя (гл. 1, 4, 8, 10) / Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекитай-ская философия: эпоха Хань. М., 1990.
 
Литература:
Кроль Ю.Л. Весна и осень княжеств Чу и Хань // НАА. 1961, № 4; Лисевич И.О. Лите-ратурная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 201–203; Гэ Жун-цзинь. Лу Цзя // Чжунго гудай чжумин ды чжэсюэцзя пин чжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Gabain A. von. Ein Fürstenspiegel: das Sin-yu des Lu Kia // Mitteilungen des Seminars für Orienlalische Sprachen. 1930, t. 33.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 319-320.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.