Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Ян-бин

李阳冰, Ли Шао-вэнь 少温. 722, Чжаоцзюнь 赵郡  (совр. уезд Чжао пров. Хэбэй), ― 785? Принадлежал к прославленному великими именами роду Ли. Приходился дядей поэту Ли Бо 李白 (701–762), хотя и был моложе его. Блестящее образование и разносторонние таланты обеспечили ему высокое положение как по службе (начальник уезда Данту в 760-е), так и среди столичных интеллектуалов. Ли Ян-бин по праву считается лучшим мастером почерка чжуаньшу 篆書 («архаический стиль», использовался для печатей) периода дин. Тан (618–907). В эпоху преобладающего развития уставного письма (лишу) и скорописи (цаошу) он осознанно отдавал предпочтение чжуаньшу. Каллиграф начинал с мелкоформатной версии этого почерка, но затем освоил и крупный формат. Им были написаны заголовки ко мн. прославленным стелам (бэй [4]), выполненным ведущими мастерами устава. Наиб. известным произведением каллиграфа является стела «Сань фэнь цзи бэй» 三坟记碑 («Стела с эпитафией для трех захоронений», ок. 767). Техника письма Ли Ян-бина принадлежит к вар. «нефритовые жилы» (юй цзинь чжуань 玉筋篆), когда все черты прописываются строго вертикальной кистью, создающей тонкие и одинаковые по толщине линии. Кисть Ли Ян-бина отличалась высокой точностью и редкой силой, в связи с чем его прозвали «Тигром кисти» (Би ху  筆虎). Кит. знатоки считали, что после мастеров чжуаньшу династий Цинь (221–207 до н.э.) и Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) только Ли Ян-бин был равен им в совершенстве техники письма вертикально удерживаемой кисти со строго сцентрированным кончиком. В трактатах появляется формула «Два Ли» (Эр Ли), объединяющая Ли Ян-бина с циньским Ли Сы 李斯 (III в. до н.э.). Трактат «Лунь чжуань» 論篆 («Беседы о почерке чжуань») Ли Ян-бина считается наиб. авторитетным среди сочинений на эту тему.
 
Источники:
Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай мучжи (Погребальные эпитафии [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Гуань-тянь. Тан-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Тан). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 620-621.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.