Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Юн

李邕, Ли Тай-хэ 泰和, прозв. Ли Бэй-хай 李北海. 678?, Янчжоу (пров. Цзянсу), — 747. Известный каллиграф стел (бэй [4]), чье иск-во ценилось кит. знатоками за то, что среди плеяды выдающихся мастеров, стремившихся приблизиться к достижениям знаменитого каллиграфа времени правления дин. Цзинь (265–420) Ван Си-чжи 王羲之, он достиг наивысших результатов. Его называли «рукой бессмертного в каллиграфии» (шу чжун сянь шоу 書中仙手). Стиль Ли Юна является соединительным звеном между цзиньским корифеем и тв-вом ведущего каллиграфа периода дин. Юань (1271–1368) Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Это стало возможным благодаря тому, что Ли Юн развивал свой стиль не путем внешн. подражания Ван Си-чжи, а через достижение внутр. созвучия творческих принципов. Если Ван Си-чжи добивался непроизвольной спонтанности утоньшением пластики черт, то Ли Юн ее усиливал и уплотнял. Ему приписываются слова: «Похожий на меня — вульгарен; [тот, кто] учится у меня, — мертв», к-рые подчеркивают его убежденность в необходимости создания собств. стиля. К сожалению, произведения каллиграфа известны только по оттискам (кэ-те) и копиям (линь [2]) дин. Сун (960–1279). Одним из лучших примеров стиля Ли Юна почерком синшу считается стела в честь живописца Ли Сы-сюня 李思训 (651–716). Стела «Ли Сы-сюнь бэй» 李思训碑 была создана ок. 720; состоит из 30 стб. по 70 иероглифов в каждом. Стиль Ли Юна основывался на соединении двух почерков — синшу и кайшу. Его каллиграфия лишена строгой нормативности, характерной для танского устава, а чертам присуща нек-рая удлиненность пропорций, восходящая к произведениям каллиграфа периода правления дин. Южная Ци (479–502) Бэй И-юаня 貝義淵.
 
Источники:
Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Ли Юн шуфа (Каллиграфия Ли Юна) / Под ред. Чжу Гуань-тянь. Пекин, 1996; Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай мучжи (Погребальные эпитафии [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Чжу Гуань-тянь. Тан-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Тан). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.; L., 1990; Ch’en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966; Tseng Yuho. A History of Chinese Calligraphy. Hong Kong, 1998.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 620.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.