Синология.Ру

Тематический раздел


Лань Цай-хэ

藍菜和, Лань Цай-хэ, один из Восьми бессмертных даосской мифологииЛань Цай-хэ, один из Восьми бессмертных даосской мифологииодин из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. В даосской литературе упоминается первым из Восьми бессмертных. В «Продолжении жизнеописаний бессмертных» («Сюй сянь чжуань») Шэнь Фэня (X в.) Лань описывается как своеобразный юродивый. Он носит рваное синее платье (Лань означает «синий») с поясом шириной более трех вершков с шестью бляхами черного дерева, на одной ноге сапог, другая — босая. В руках у него — бамбуковые дощечки-пайбань (род кастаньет). Летом утепляет халат ватой, зимой валяется на снегу. Он бродит по городским базарам, распевая песни, к-рых знает множество, и прося на пропитание. Деньги, к-рые ему давали люди, Лань нанизывал на длинный шнур и тащил его за собой. Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез. В нек-рых ср.-век. текстах Ланя отождествляют с сановником Чэнь Тао, будто бы ставшим бессмертным, и с отшельником X в. Сюй Цзянем, но в юаньской драме «Хань Чжунли ду-то Лань Цай-хэ» («Ханьский Чжунли спасает Лань Цай-хэ»; см. пересказ: В.Ф. Сорокин, 1979) Лань Цай-хэ — сценическое имя актера Сюй Цзяня. Предполагают, что его имя происходит от аналогично звучащего припева в нек-рых песнях X–XIII вв. Изображения Ланя появились также в X–XIII вв. Впоследствии при сложении цикла рассказов о Восьми бессмертных появились сюжеты о встрече Ланя с др. персонажами группы. При этом он утрачивает свои первоначальные атрибуты — кастаньеты-пайбань и флейту, благодаря к-рым в ранний период почитался, видимо, как покровитель музыкантов: кастаньеты переходят к Цао Го-цзю, флейта — к Хань Сян-цзы, а сам Лань изображается с корзиной (его фамилия Лань — омоним слова «корзина»),  содержимое к-рой — хризантемы, ветки бамбука — ассоциировалось с бессмертием, а Ланя стали почитать как покровителя садоводства. В фольклоре вечно юный Лань превращается в фею цветов, хотя нередко сохраняет и мужское обличье.
 
См. лит-ру к ст.  Ба сянь.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 490-491.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.