Синология.Ру

Тематический раздел


Культ Конфуция

 
 
Начало культу Конфуция было положено его почитанием родственниками и учениками сразу же после его смерти. В 477 г. до н.э. (через 2 года после смерти Конфуция) по приказанию правителя царства Лу (родина Конфуция) князя Ай-гуна 哀公 (494-465 гг. до н.э.) дом Конфуция был перестроен в поминальный храм, состоявший из трех помещений. Он находился вблизи могилы Конфуция, похороненного на берегу реки Чжишуй, протекавшей в северной части столицы Лу (на месте совр. г. Цюйфу, пров. Шаньдун). Так возникло первое святилище Конфуция. Оно уцелело в горниле всех последующих междоусобных распрей и войн. По свидетельству «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня, еще во II в. до н.э. в нем по-прежнему хранились личные вещи Учителя: предметы его одеяния, книги и даже колесница. Кроме того, есть веские основания полагать, что в среде приверженцев учения Конфуция, относящихся к ближайшим следующим поколениям, господствовали вера в его божественный статус. Что он был личностью особого типа – совершенным мудрецом (шэн ) и потенциальным носителем Небесного мандата (тянь мин 天命). Тенденция к обожествлению образа Конфуция проявляется, в т. ч. в апокрифах о нем: в легенде о его необычном рождении, в пещере у подножия священного холма, к которому его родители совершали паломничество с целью испросить себе сына. Название пещеры – Цюнсан 窮桑 (Шелковичная пещера) связывает эту легенду с архаическим культом шелковичного дерева (сан предположительно, тотемное растение правящего дома династии Шан-Инь, XVII-XI вв. до н. э.). Шелковица и Шелковичная пещера фигурируют в сюжетах об основателе Шан-Инь – Чэн-тане 成湯. В апокрифы о Конфуции входит также эпизод явления его матери во сне божества Сюань-ди 玄帝 (Темный/Таинственный владыка), имя которого перекликается с наименованием волшебной птицы Сюань-няо 玄鳥 (Темная/Таинственная птица), духа-покровителя (тотема) иньского правящего дома. А весь этот апокриф производит впечатление вариации на тему мифа о чудесном рождении предка-основателя Шан-Инь, мать которого зачала от яйца Темной птицы. Однако впоследствии содержащиеся в легенде о рождении Конфуция мифологемы утратили свой сходный смысл, и она стала восприниматься в качестве реального биографического эпизода Учителя.
 
Начальный этап формирования культа Конфуция как государственного культа соотносится с эпохой Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Первое официальное жертвоприношение на могиле Конфуция – тай-лао 太牢(«великое жертвоприношение [с принесением в жертву] животных») было исполнен (195 г. до н.э) основателем династии Хань – Лю Баном (Гао-цзу, 206-195 гг. до н.э.). Однако этот прецедент не стал основой регулярных государственных приношений. Ряд указов последних императоров Ранней Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.) постепенно формировали базу для будущего включения Конфуция в официальный божественный пантеон. В 48 г. до н.э. потомкам рода Кун был дарован наследственный аристократический ранг. В 1 г. н.э. сам Конфуций был возведен в почетный посмертный титул Баочэн сюань Ни-гун 褒成宣尼公 («Пресветлый Ни, князь совершенных заслуг», «Почитаемый за заслуги князь Сюань-ни»), в который вошел высший для древнего Китая аристократический ранг гун (князь, герцог). Это позволило соотнести поминальные службы Конфуцию с ритуалами, описанным в древних сочинениях-обрядниках (входя в состав конфуцианской канонической литературы) «Ли цзи» 禮記 («Записки о правилах благопристойности») и «Чжоу ли» 周禮 («Чжоуские ритуалы»). В соответствии с дарованным ему титулом, проводимые в его честь обряды были отнесены к церемониям разряда чжун-сы 中祀 («средние культы/жертвоприношения»), в число которых входили жертвоприношения созвездиям, сезонам и природным стихиям.
 
В период правления императора Мин-ди (58-75 гг. н.э.) конфуцианство было провозглашено официальной идеологией империи, что сопровождалось дальнейшим упрочением сакрального и ритуального статуса Конфуция в период Поздней Хань (25-220). Об этом свидетельствует как постепенная структуризация собственно обрядовой стороны почитания Конфуция, так и оформление пантеона, связанного с Учителем. Указом от 85 г. н.э., жертвоприношения Конфуцию стали сопровождаться церемониальной музыкой и танцами, что означало повышение их религиозного статуса. В конце II в. был установлен погодный график обязательных жертвоприношений в Цюйфу (170 г.), в убранство святилища (178 г.) введены его изображения. Однако, в указанный обряды почитания Конфуция проводились лишь в семейных храмах (Цюйфу и других храмах, основанных потомками Кун-цзы), либо же на алтарях, сооруженных последователями его учения.
 
Следующий этап эволюции культа Конфуция соотносится с эпохой Шести династий (Лю-чао, III-VI вв.). Важным шагом по пути его превращения в государственный культ стало проведение литургических акций в столичных учреждениях. Впервые столичный обряд в честь Конфуция, сопровождаемый жертвоприношением-тай-лао, был исполнен (241 г.) в царстве Вэй (220-265) периода Саньго (Троецарствие, 220-280). Местом его проведения послужило главное на тот момент высшее учебное заведение страны (Биюн 辟雍, Императорское Училище). Обряд повторили в 271 г., при династии Западная Цзинь (265-216), сменившей царство Вэй, и впервые под руководством непосредственно наследного принца. Эпизодически он исполнялся и в дальнейшем, при южно-китайских династиях, в частности в 375 г. и при участии уже лично императора. Кроме литургических церемоний, осуществляемых в высших государственных учреждениях, в эпоху Шести династий установилась также практика ритуалов ши дянь 釋奠, связанная с церемонией обучения наследника престола.
 
До сих пор остается открытым вопрос о времени строительства святилища Конфуцию за пределами Цюйфу. Высказывается предположение, что впервые такое святилище было возведено в 454 г., после того как южно-китайское государство (династия Лю Сун - Южная Сун, 420-478) окончательно лишилось доступа к Цюйфу из-за полного завоевания (449-450) Шаньдуна войсками тобийского царства Северное Вэй (Тоба Вэй, 386-533). Оно было построено, вероятно, на государственные деньги, но вне территории столицы и предназначалось стать своего рода семейным святилищем потомков Конфуция, которые осели на Юге. В результате дискуссий, начатых при дворе Лю Сун, годом позднее (455) Конфуцию был присвоен посмертный титул шан гун 上公 («старший гун»), бывший в эпоху Чжоу (XI-III вв. до н.э.) рангом знатности, следующий за царским титулом (ван). Соответствующие изменения были внесены и в литургию: увеличение числа танцоров и музыкальных инструментов, сопровождавших жертвоприношения, до количественного состава, предписанного для данного ранга в «Ли цзи».
 
О святилищах Конфуцию (но без уточнения их местоположения) и о поминальных ритуалах, проводимых в них по августейшему повелению упоминается и для династии Южная Ци (479-502). Первым же конфуцианским столичным (государственным) святилищем полагается храм, возведенный (506) при династии Лян (502-557), по приказу ее основателя и первого монарха – императора У-ди (502-549). Все храмы Конфуцию, включая поминальное святилище, получили общее терминологическое название Кун-цзы мяо 孔子廟(«Кумирни/святилища Учителя Куна»).
 
Культ Конфуция получил также распространение в государствах, основанных некитайскими народностями на Севере (районы бассейна Хуанхэ) Китая. В 489 г. храм Конфуцию был построен в столице (г. Пинчэн, совр. Датун, пров. Шэньси) Северного Вэй. В 580 г. – в столице (Чанъань, на месте совр. г. Сиань, пров. Шэньси) царства Позднее Чжоу (556-581). Окончательное утверждение культа Конфуция как государственного культа, сопровождавшееся дальнейшей унификацией его процедурного аспекта, произошло при империи Тан (608-907). Этот процесс являлся органическим элементом общей политики правящего режима, направленной на закрепление позиций конфуцианства как идеологической базы империи. Почти сразу же после прихода к власти танской династии (622 г.), были восстановлены основополагающие конфуцианские институты: система государственных экзаменов на чиновничий чин (вскоре приобретшая нормативный характер), Императорская академия, высшие государственные образовательные учреждения. В 628 г. по приказу императора Тай-цзуна (太宗, 626-649) в столице (Чанъянь), на территории Императорской академии, был воздвигнут храм Конфуцию. В 630 г. началась работа по подготовке издания конфуцианских канонических книг. Были изданы указы об открытии школ и конфуцианских святилищ во всех административных центрах (на уровне провинций и областей) страны и о сооружения специального столичного храма. Однако он был посвящен совместно Конфуцию и Чжоу-гуну 周公 (Чжоуский князь), младшему брату основателя древнего государства Чжоу – У-вана 武王 (?-1043 гг. до н.э.). С Чжоу-гуном в традиции связывается разработка концепции государственного правления и морально-этического уложения, легших в основание конфуцианской доктрины. Идея о преемственности учения Конфуция и теоретических разработок Чжоуского князя утвердилась в официальной идеологии эпохи Шести династий. В государственных документах и историографических сочинениях того времени использовалась стандартная формула Чжоу Кун 周孔– «Чжоуский [князь] и [Учитель] Кун». На протяжении почти 100 лет при дворе Тан велись дискуссии о статусе Конфуций и Чжоу-гуна: кто из них должен почитаться в качестве совершенного мудреца (шэн) и, следовательно, занять центральное место в посвященных им храмах. Возможное приоритетное положение Чжоу-гуна обосновывалось тем, что в конфуцианских канонических книгах именно он почитается государственным деятелем, явившим собой образец сыновней почтительности (сяо ) по отношению к своему отцу (чжоускому царю Вэнь-вану文王) и лояльности по отношению к своему старшему брату. В 657 г. Конфуций был признан шэном на основании того, что был основателем канонической традиции, изучаемой в школах. Жертвоприношения Чжоу-гуну были перенесены в Храм основателя династии Чжоу. В конце VII в., при императрице У-хоу 武后, провозгласившей себя правительницей новой династии Чжоу (684-704), Чжоу-гун, был восстановлен в ранге шэна, а Конфуций низведен до статуса его помощника (пэйсян 配享). Конец этой религиозной дилемме был положен при императоре Сюань-цзуне 玄宗 (713-756), взявшем курс на возвращение к идеологической политике первых монархов Тан. В 729 г. Конфуций был возведен в ранг вана (древний титул правителя) и пожалован титулом Вэньсюань-ван 文宣王 («Совершенный просвещенный царь»). По указу от 739 г. жертвоприношения Чжоу-гуну вновь были перенесены в храм Чжоуских царей, а Конфуцию, в дополнение к ранее пожалованному титулу было присвоено почетное прозвание Сянь-шэн 先聖 «Первейший мудрец». Все это означало окончательное отделение его фигуры от Чжоу-гуна и признание уникальности его личности. В соответствии с царским титулом, скульптурные изображения Конфуция отныне полагалось ставить лицом строго на юг, что символизировало его царственность. При совершении литургических церемоний предписывалось (указ от 732 г.) использовать набор колоколов из четырех рядов (гунсюань 宫懸), который являлся принадлежностью служб, посвященных членам императорской фамилии.
 
Новое повышение религиозно-ритуального статуса Конфуция произошло в 1106 г., в самом конце правления династии Северная Сун (960-1127), когда ему был дарован титул ди («владыка», «император»), который имели божественные персонажи, почитавшиеся владыками мироздания: Шан-ди 上帝 (Высший/ Верховный владыка), Тянь-ди 天帝 (Небесный владыка), Юй-хуан 玉帝 (Нефритовый владыка/император) и т.д.
 
Наиболее существенные изменения культ Конфуция претерпел в эпоху Мин (1368-1644). На протяжении первой половины этой эпохи повышение авторитета этого культа происходило за счет строительства святилищ и усложнения литургии. В 1382 г., то есть менее чем через 20 лет после воцарения минского правящего дома, развернулись масштабные работы по реконструкции поминального храма в Цюйфу, превратившегося впоследствии в грандиозный храмовый комплекс Цюйфу сань Кун 曲阜三孔 («Три [святых места Учителя] Куна в Цюйфу»). Число ритуальных сосудов, употреблявшихся при жертвоприношениях, было увеличено до десяти (1455 г.) и затем до 12 (1477 г.) – «царское» ранговое число, употреблявшееся еще в древней ритуальной системе чжао-му 昭穆. Количество танцоров, исполнявших ритуальные танцы, возросло с 64-х (1477) до 72-х (1496): тоже ритуально-магические цифры, восходящие к древним нумерологическим построениям. «64» - количество гексаграмм в «Книге перемен». «72» - число, совмещающее в себе «9» и «8», передающие соответственно идеальное административно-территориальное устройство страны (из 9 округов-чжоу) и 8 основных пространственных координат (части и получасти света). Августейшим декретом от 4 декабря 1530 г., (издан императором Ши-цзуном 世宗, 1522-1578), все прежние титулы Конфуция отменялись, и ему был присвоен специфический и не имеющий себе аналогов титул Чжишэн-сяньши 至聖先師 («Достигший совершенства Наипервейший Учитель», принятый в отечественном китаеведении перевод – «Мудрейший Учитель»). В литургии также были произведены существенные изменения. Службы, посвященные Конфуцию и почитаемым вместе с ним персонажам стали предваряться, в качестве реализации принципа сыновней почтительности, принесением жертв в храме отца Конфуция (Шулян Хэ), получившем специальное название Цишэн мяо/сы 启聖廟/寺(Святилище/храм [вана], породившего Совершенную мудрость), от посмертного титула Шулян Хэ, дарованного ему еще в 1330 г.
 
В научной литературе существует точка зрения, что эти реформы означали понижение статуса культа Конфуция. На самом деле, она была призвана выделить его из огромного количества сложившихся к тому времени культов божественных персонажей, носивших титулы ди и ван. Эту же цель преследовал запрет (указ от 1370 г.) на помещение в святилищах Конфуцию (за исключением поминального храма в Цюйфу) его скульптурных или живописных изображений: они заменялись поминальными табличками (чжу ).
 
Этот запрет неукоснительно соблюдался и при последней китайской империи – Цин (1644-1911), когда культ Конфуция достиг пика авторитета и популярности. Посвященные ему храмы в обязательном порядке имелись в любом административном (уездном, губернском, провинциальном) центре страны. Кроме Кун-цзы мяо, функционировали и другие типы посвященных Конфуцию святилищ, в первую очередь Кун-чжай 孔宅 («Жилище Конфуция»). Была окончательно регламентирована и правила литургии, вылившиеся в относительно самостоятельную ритуальную систему – Кун-сы («Жертвоприношения [Учителю] Куну»).
 
Своеобразие истории развития культа Конфуция состоит в том, что в ней ярко проявились черты формирования и функционирования различных видов культов: культа семейного почитания предков, государственного и простонародного культов. Очевидно взаимопроникновение и взаимовлияние их друг на друга в течение существования всего имперского Китая. Принципиально важно, что в заключительном его варианте, в культе Конфуция подчеркивалась его сугубо земная – Учитель – ипостась, что делает его уникальным на фоне государственных и популярных верований феноменом.
 
Конфуций служил объектом поклонения самых разных слоев населения, в первую очередь, представителей бюрократического аппарата и интеллигенции, для которых именно он был главным Учителем. Службы, проводимые в государственных храмах Конфуция, были закрыты для свободного посещения. Поэтому неудивительно, что многие представители служилой интеллигенции цинской эпохи имели у себя дома живописный или скульптурный портрет Конфуция, которые хранились, как правило, не на домашних алтарях (где помещались изображения богов), а в кабинетах. Ежедневные церемонии поклонения Конфуцию происходили во всех учебных заведениях и при занятиях с частными учителями. Они могли проводиться перед статуями Учителя, установление которых (в специально отведенных для этого помещениях) разрешалось в школах. Иконография образа Конфуция сводятся к двум главным вариантам. В одном из них он показывается в ипостаси ученого – в одеянии, близком к императорскому костюму и стилизованном под древние эпохи, но с чиновничьей шапочкой на голове. В другом – в полном императорском облачении и торжественно восседающим на троне.
 
Культ Конфуция распространялся на его потомков и на связанных с ним исторических персонажей, прежде всего, его непосредственных учеников. Уже при империи Хань установилась практика возведения потомков Конфуция по прямой линии в ранги знатности. По мере повышения религиозного статуса Конфуция, расширялся и список привилегий его потомков. В 1077 году они все получили наследственный титул Яньшэн гун 衍聖公 («князья, продолжающие род совершенного мудреца»). Одной из важнейших привилегий потомков Конфуция было их право основывать новые святилища в честь своего предка и проводить в них службы. Того типа семейные Кун-цзы мяо существуют везде, где оседали потомки Конфуция, образовывавшие ветви этого клана.
 
С конца I в. н. э. прослеживается также формирование суб-пантеона, связанного с почитанием учеников Конфуция. Устанавливается практика (с 70-х гг. I в.) принесения в посвященных ему святилищ жертвоприношений 72-м его ученикам. Вслед за посмертными титулами Конфуция, его ученикам тоже даровались различные аристократические титулы (князей/герцогов-гун , графов-бо , баронов-нань ), что отражалось на порядке и содержании литургии. Постепенно в отдельную группу выделились т. наз. со-почитаемые (со-поминаемые, пэйсян 配享) персонажи. Эта ритуальная практика опиралась на древнюю обрядовую традицию, предполагавшую совместные приношения всем предкам царского клана. Впервые (241) как пэйсяну были принесены жертвы ближайшему ученику Конфуция Янь Юаню 顏淵 (Янь Хуэй 顏回, 521-481 гг. до н.э.). В начале Тан когорта 72-х учеников была законодательно утверждена. Однако в скором времени в иерархию учеников и в их список стали вноситься изменения. Вначале (720 г.) было выделено 10 ближайших учеников Конфуция (такое их число действительно проявляется при чтении «Лунь юя»), которые стали почитаться как Десять мудрецов (Ши чжэ 十哲). В число Десяти мудрецов вошли ученики, которые упомянуты в «Лунь юе» как достигшие наибольших успехов в добродетельном поведении (дэсин 德行), ораторском мастерстве (яньюй 言语), в делах управления (чжэнши 政事) и в изучении культуры (вэньсюэ 文学).
 
К XII в. (законодательно оформлена в 1267 г. ) выделилась новая когорта наиболее почитаемых, после Конфуция, персонажей, получившая названия Сыпэй 四配 («Четыре помощника) или Сы-сянь 四先 («Четыре наимудрейших»). Состав этой когорты окончательно определился только в первой половине XIV в. (1330 г.). В нее вошли философ Мэн-цзы (Мэн Кэ, IV в. до н.э.), внук Конфуция – Кун Цзи, и два его любимых ученика - Янь Юань и Цзэн-цзы 曾子 (Цзэн Шэнь 曾參, 505-436 гг. до н.э.). Жертвоприношения Четырем помощником приносились сразу после жертвоприношений Конфуцию, а вслед за ними исполнялись обряды в честь Десятерых мудрецов. Далее литургия распадалась на множество зависимых культов: сянь (достойных), жу (ученых) и т.п., число которых продолжало пополняться до конца имперского периода за счет известных ученых, выдающихся деятелей, литераторов и пр. В период Северной Сун окончательно сформировалась собственная ритуальная иерархия пантеона, после чего индивидуальные ранги знатности со-почитаемых персонажей перестали влиять на содержание литургии, проводимой в храмах и на алтарях Конфуция. Но конечно, добавления, изменения в суб-пантеоне культа почитания Конфуция совершались множество раз, и наиболее серьезные из них были сделаны в 1530 и 1724 гг. Последние добавления в него были внесены в 1919 г., правительством Китайской Республики. А через 9 лет (1928 г.) культ Конфуция и все проводимые в его честь мероприятия были официально отменены.
 
Литература:
Малявин В. В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М., 1998; Allan, S. Songs of Suns: Myths and Totemism in Early China//Bulletin of Oriental and African Stidies. Vol.44, pt.2 (1961). P.313-314; Encyclopedia of Confucianism. Vol.1-2. L., 2003; On Sacred Grounds: Culture, Society, Politics and the Formation of the Cult of Confucius/Ed. by T.A.Wilson. Harvard, 2002; Shryok J.R. The Origin and Development of the State Cult of Confucius. N. Y., 1966; Wilson, T.A. The Ritual Formation of Confucian Orthodoxy and Descendants of the Sage//The Journal of Asian Studies, Vol. 55, No. 3 (1996).
 
См. также лит-ру к статьям Кун-чжай, Цюйфу сань Кун, Ши дянь.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 196-201.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.