Синология.Ру

Тематический раздел


Кашьяпа

кит. Цзяшэ 迦叶/摄.
 
1) Будда Кашьяпа (кит. Цзяшэ[по-фо], Да-Цзяшэ, Инь-гуан[-фо] 饮光) – шестой из семи будд прошлого, предсказавший пришествие Будды Шакьямуни. В его время челов. жизнь длилась 20 тыс. лет. Представляемое семантической калькой Инь-гуан («Пьющий/глотающий свет»), предполагаемое букв. значение имени Кашьяпы свидетельствует о его связи с астрально-солярными мифами и ведийско-индуистским образом творящего мир божественного мудреца Кашьяпы («Черепаха»), воплощающегося в космическую черепаху (ср. Ао), считавшегося сыном Брахмы, а иногда отождествлявшегося с ним и с Праджапати.
 
2) Махакашьяпа (Великий Кашьяпа, кит. Цзяшэ[по], Да-Цзяшэ, Инь-гуан) – согласно традиции хинаяны (сяо шэн), один из самых выдающихся архатов (лохань) и десяти «великих учеников» Будды Шакьямуни, его непосредственный дух. наследник. Предполагаемое его именем «питье/глотание света» связывается с чудесным рождением в комнате, наполнившейся золотым светом и влившимся в уста младенца, а также золотистостью его тела, наделенного почти всеми (30 из 32, без шишки на голове и завитка белых волос на лбу, закручивающегося вправо) благими признаками царя-чакравартина (лунь ван). Махакашьяпа был сыном брахмана Капилы из древнеинд. гос-ва Магадха и вел жизнь простого домохозяина, но во время пахоты увидел гибель живых существ и вместе с женой ушел от мира, став аскетом. Встретившись с Буддой через три года после его «пробуждения» под деревом бодхи, он сделался его учеником и очень быстро (по некоторым свидетельствам, через 8 дней) архатом. После смерти Учителя возглавил 1-й буд. собор, на к-ром, по преданию, были утверждены канонические тексты. Перед своей кончиной, произошедшей через 10 или 20 лет после ухода Шакьямуни, передал руководство общиной (санскр. сангха, кит. сэн) Ананде. В основополагающем трактате махаяны (да шэн) «Саддхарма-пундарика-сутра» («Мяо фа лянь хуа цзин» - «Лотосовая сутра», рус. пер.: А.И.Игнатович, 1998) Шакьямуни предсказывает ему превращение в будду и таковым он иногда называется в традиции школы чань-цзун (см. также чань-сюэ, чань школа), считающей его своим первым патриархом. Согласно чаньской легенде, впервые зафиксированной Ли Цзунь-сюем в «Гуан дэн лу» («Расширение Передачи светильника», ок. 1029), Будда в знаменитой проповеди с цветами в руке на Соколиной/Коршуньей горе молча передал своему преемнику Махакашьяпе «духовное сокровище» чань, положив начало данному учению и школе.
 
3) Брахман Кашьяпа – один из создателей во 2-й пол. III в. до н.э. будд. школы кашьяпия (цзяшэи 迦叶遺), близкой к сарвастиваде (саподо[бу] 萨婆部, и-це-ю 一切有).
 
4) Кашьяпа Матанга (кит. Шэ/Цзяшэ Мотэн 摄/迦叶摩腾) – полулегендарный первый проповедник буддизма и переводчик его канонов в Китае. Согласно легенде, изложенной в одном из самых ранних сохранившихся памятников буддийской историографии «Гао сэн чжуань» («Предания о возвышенных монахах»/«Жизнеописания достойных монахов», цз. 1; рус. пер.: М.Е.Ермаков, 1991, 2005) Хуй-цзяо (497 – 554), перевод буддийской литературы на китайский язык был инспирирован вещим сном, приснившимся императору Мин-ди (правил в 57 – 75), в к-ром он увидел «божество земель Запада» Будду в виде «золотого человека», парящего в воздухе. Отправленная на Запад экспедиция привезла отвечающего данному видению самим своим именем Кашьяпу Матангу, для к-рого в столице Лояне была сооружена обитель, затем названная монастырем Белой лошади (Байма-сы), т.к., по одной из версий событий, он прибыл в Китай на белой лошади. Вместе с позднее прибывшим из Центральной Индии буд. проповедником и переводчиком Чжу Фаланем 竺法蘭 (Дхармаратна?) он перевел «Сутру из 42 разделов» («Сы ши эр чжан цзин» - ТСД, Т. XVII, № 784), помещенную на хранение в указанный монастырь и ставшую отправным пунктом в создании кит. Трипитаки («Да цзан цзин»).
 
Источники:
Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т. I. М., 1991, с. 195; Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998, с. 488 и др.; Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е.Е.Обермиллера. Пер. с англ. А.М.Донца. СПб., 1999, указ.
 
Литература:
Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М., 2001, указ.; Васильев В.[П.] Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб., 1957, указ.; Дзию Кеннетт. Водой торгуя у реки: Руководство по дзэнской практике. СПб., 2005, с. 241 – 245; Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980, с. 629; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Часть первая. СПб., 2002, с. 199 – 201; Шохин В.К. Школы индийской философии. М., 2004, с. 153 – 154; Weller F. Zum Kāsyapaparivarta. H. 2, B., 1965.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.478-479.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.