Синология.Ру

Тематический раздел


Календарь


 
Значение календаря в культуре
 
Надписи на костях и черепашьих панцирях, относящихся к эпохе Шан-Инь, свидетельствуют о глубоком интересе древних китайцев к проблемам, связанным с разработкой точного календаря (ли [5]). Этот интерес не снижался и в последующие периоды истории Китая.
 
Согласно традиционным китайским мировоззренческим представлениям, официальный календарь считался одним из самых важных атрибутов власти правителя и точность календарных счислений служила показателем его престижа как «сына неба», осуществляющего в соответствии с «небесным мандатом» мироустоительную деятельность. Долгом правителя было объявлять своим подданным начало нового месяца и регулировать сезоны сельско-хозяйственных работ. Составление календаря производилось официально уполномоченными чиновниками. Его искажение или самовольное составление карались смертью.
 
Начиная с середины 1 тыс. до н.э. календарь стал рассматриваться в контексте универсальных космических соответствий, выражаемых в математико-символических формах. Одним из таких принципов соответствия была оппозиция инь [1] и ян [1] (см. Инь - ян. В годовом цикле началу ян [1] соответствовал весенне-летний период, а началу инь [1] – осенне-зимний. Другим принципом членения года и прочих временных циклов было соотнесение их с пятью стихиями/элементами (у син [1]), рассматривавшимися в качестве универсальных фаз мирового кругооборота.
 
В конце 1-го тыс. до н.э. начали издаваться официальные альманахи, в которых указывались правила для вычисления солнечных, лунных и планетарных положений до точности, намного большей, чем требовалось для практического учета времени. Причина этого в том, что традиционные китайские календари, следуя своей сути, не ограничивались расчетами лет, месяцев и дней, а также включали предсказания видимого движения Солнца (жи), Луны (юэ [3]) и пяти планет (у син [2]), прогнозы солнечных и лунных затмений (ши [29]).
 
На протяжении следующих 2 тыс. лет в Китае было рассчитано и провозглашено при начале царствований императоров около сотни календарей. Многочисленные календарные реформы сопровождались развитием новых теорий, нахождением точных астрономических данных и улучшением техники вычисления. При этом усилия должностных лиц затрачивались на то, чтобы улучшить методы календарной математической астрономии, решающей вопросы предсказаний затмений Солнца и Луны и положений других астрономических тел. Поэтому китайская традиционная календарная наука занимает важное место в истории мировой астрономии.
 
Лунно-солнечные календари
 
Учреждение древних календарей китайцы приписывают своим культурным героям – первым правителям Китая. Так, по легенде, правитель Яо по вступлении на престол в 2357 г. до н.э. приказал составить календарь четверым своим министрам – двум братьям Си и двум братьям Хэ. Для сбора необходимых астрономических данных они были посланы в разные края страны, расположенные по четырем сторонам света. Измеряя длину тени гномона, братья определили дни равноденствия и солнцестояния, что позволило им установить продолжительность года в 366 дней.
 
Документированная история китайской календарной науки имеет большую глубину. Расшифровка надписей на гадательный костях эпохи Шан-Инь показала, что уже в XIV в. до н.э. китайцам были известны солнечный год (суй [2], нянь) в 365,25 дня и длина синодического месяца (юэ [3]) в 29,5 дня (некоторыми исследователями указывается более точное значение месяца у шанцев – 29,53 дня).
 
Начиная с эпохи Шан-Инь китайские календари строились как сочетание лунного и солнечного ритмов. Это были лунно-солнечные календари (инь-ян ли), в которых способ счета по лунным месяцам дополнялся поправкой на солнечный цикл путем введения «вставного месяца» (жунь юэ). Начало месяца при этом всегда совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Двенадцать лунных месяцев образуют обычный год, а тринадцать – високосный (жунь суй).
 
Основные трудности в составлении лунно-солнечного календаря заключаются в том, что лунный месяц (совр. знач. 29,53059 дня) и тропический год (совр. знач. 365,24219 дня) не содержат целого числа дней, а целое число лунных месяцев не укладывается в год. Поэтому одной из главных задач составителей лунно-солнечного календаря была синхронизация солнечного цикла и лунаций (время, протекающее между последовательными новолуниями или другими фазами Луны). При этом уделялось особое внимание определению «резонансов», то есть таких более или менее длинных периодов времени, которые заканчиваются приблизительным совпадением определенных количеств солнечных и лунных циклов. Также в традиционной китайской календарной науке производились расчеты повторяемости затмений и многих других астрономических явлений, а также различные нумерологические согласования.
 
Задачу синхронизации китайцы решали чередуя длинные и короткие месяцы, состоящие из 29 и 30 суток. Таким образом, средняя длительность месяца была равна 29,5 суток. Периодическая вставка длинного месяца вместо короткого приводила к тому, что средняя длительность становилась ближе к истинной. Поскольку 12 лунных месяцев в сумме не дотягивают около 11 дней до полного года, то каждые несколько лет было необходимо добавлять «вставной месяц». Сложные правила этих процедур начали складываться в эпоху Шан-Инь. Один из методов, который тогда применялся, состоял в спорадическом добавлении 13-го месяца из 29 или 30 дней к концу 12-месячного года. Другой метод предполагал подобную вставку между любыми двумя месяцами года.
 
В эпоху Шан-Инь месяц из 29 дней стал называться сяо юэ («малый месяц»), а из 30 – да юэ («большой месяц»). Выделялась еще «диада больших месяцев» (бинь да юэ) – 30 + 30 дней.
 
В «Си цы чжуани» (I, 8) говорится о солнечном годе из 360 дней и указывается, что 13-ый добавочный месяц должен вставляться дважды за пять лет. Лунный год равен приблизительно 354 дням. Разница между лунным и солнечным годами – 6 дней. За пять лет разница составит приблизительно один месяц в 30 дней. Поэтому, чтобы можно было вставлять в пять лет два добавочных месяца, следует полагать солнечный год состоящим не из 360, а из 366 дней, если второй добавочный месяц равен 30 дням, или из 365 дней, если второй месяц равен 29 дням. Указанная ошибка в расчете, видимо, определяется тем, что число 360 рассматривается в «Си цы чжуани» нумерологически соответствующим количеству стеблей, выпадавших при гадании по «Канону перемен» («И цзин»; см. «Чжоу и»), – 216 янских и 144 иньских стеблей. Эти числа находятся в отношении 3 к 2. Из этого можно сделать вывод, что 360-дневный год подразделялся еще на 5 периодов по 72 дня.
 
По крайней мере уже в середине периода Чунь-цю китайцам было известно, что 19 солнечных лет (метонов цикл) очень близки по продолжительности 235 лунным месяцам. Такая близость означает, что при солнечном годе в 365,25 дней синодический месяц фактически принимался равным 29,53085 дня, что было весьма точным для того времени. Зафиксировано, что около 600 г. до н.э., т.е. за 160–170 лет до открытия этого цикла греческим астрономом Метоном, в Китае существовало правило прибавления семи вставных месяцев в каждые 19 лет – цикл чжан [1]. В этот цикл входило 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет по 13 лунных месяцев. Известно, что в эпоху Хань 7 високосных вставных месяцев приходились на 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19-ый годы цикла чжан [1].
 
К эпохе Хань были известны «шесть древних календарей» (гу лю ли): календарь Хуан-ди (мифический первопредок/император), Чжуань-сюя (внук Хуан-ди и его преемник), Сяский, Иньский, Чжоуский (соответствующих династий) и Луский (государства Лу). О календаре Хуан-ди точных сведений не сохранилось. Календари Чжуань-сюя, Сяский и Иньский не имеют ничего общего с Чжуань-сюем, эпохами Ся и Инь и созданы, как считают исследователи, в эпоху Сражающихся царств. В них принимались различные дни для начала нового года.
 
Как указывал Сыма Цянь, при династии Ся за начало года бралась первая луна, при Инь – двенадцатая, при Чжоу – одиннадцатая. Известно, что в эпоху Чжоу действительно за начало года принималась одиннадцатая луна, а при династии Цинь и в начале Хань год начинался с десятой луны. Во время правления ханьского императора У-ди год стал вновь начинаться с первой луны.
 
Династия Цинь приняла календарь Чжуань-сюя, а ханьский император У-ди в 104 г. до н.э. ввел календарь Тай-чу – календарь, «[созданный в период правления под девизом] Тай-чу». В момент его принятия совпали зимнее солнцестояние, первый день одиннадцатого месяца и начало очередного шестидесятидневного цикла. В этом календаре брался синодический месяц, равный 29 499/940 дня (≈29,53085), и год, равный 3651/4 дня (365,25), или 127/19 месяца. Вывод этих чисел опирался на число цикла чжан [1] = 19 лет = 235 месяцев = 69393/4 дня. С целью получения целого числа дней брался цикл бу [5] = 4 чжан [1] = 76 лет = 27759 дней. Для согласования календаря с 60-дневками принимался цикл цзи [11] = 20 бу [5] = 1520 лет = 555180 дней. Он содержал 9253 периодов по 60 дней. Для согласования календаря с 60-летними циклами учитывался период юань [1] = 3 цзи [11] = 4560 лет = 76 периодов по 60 лет.
 
В период 1–5 гг. по приказу Ван Мана, главного министра (да сы-ма) при императоре Пин-ди, знаменитым ученым Лю Синем была произведена модификация календаря Тай-чу. Длина года в новом календаре составляла 365385/1539 дней (≈ 365,25016), а значение синодического месяца – 2943/81 дней (≈29,53086). Календарь Лю Синя назывался «саньтунским», поскольку в нем учитывался цикл юань [1] (4617 лет), равный трем (сань [2]) циклам тун [2] (1539 лет). По истечении цикла юань [1] совпадают новолуние, зимнее солнцестояние и начало шестидесятидневки. Цикл тун [2] получался как произведение 19-летнего цикла чжан [1] на сакральное и нумерологическое число 81. Максимальным периодом астрономических согласований в «саньтунском» календаре считалась «верховная эра Великого предела» (тай цзи шан юань; см. Тай цзи) – 23639040 лет. В течение этого периода, равного 5120 циклам юань [1], должен был произойти 171 «великий парад» пяти известных в древнее время планет.
 
В китайских календарях, разрабатывавшихся позднее (табл. 1), можно заметить постепенный рост точности различных астрономических констант, что является демонстрацией устремления астрономов к истинному описанию действительности.
 
Таблица 1. Главные китайские календари
Название
календаря 曆
 
Создатель Год опубликования
 
Величина тропического года (в днях) Величина синодического месяца (в днях)
Чжуань-сюй 顓項 - 221 г. до н.э. 365,2500 29,53085
Тай-чу 太初 Дэн Пин 104 г. до н.э. 365,2502 29,53086
Сы-фэнь 四分 Бянь Синь 85 г. н.э. 365,2500 29,53085
Цянь-сян 乾象 Лю Хун 206 г. н.э. 365,2462 29,53054
Цзин-чу 景初 Ян Вэй 237 г. н.э. 365,2469 29,53060
Сань-цзи 三紀 Цзян Цзи 384 г. н.э. 365,2468 29,53060
Юань-ши 元始 Чжао Фэй 412 г. н.э. 365,2443 29,53060
Юань-цзя 元嘉 Хэ Чэн-тянь 443 г. н.э. 365,2467 29,53059
Да-мин 大明 Цзу Чун-чжи 462 г. н.э. 365,2428 29,53059
Да-е 大衍 Чжан Чжоу-сюань 597 г. н.э. 365,2430 29,53059
Хуан-цзи 皇極 Лю Чжо 604 г. н.э. 365,2445 29,53059
У-инь 戊寅 Фу Жэнь-цзюнь 619 г. н.э. 365,2446 29,53060
Линь-дэ 麟德 Ли Чунь-фэн 665 г. н.э. 365,2448 29,53060
Да-янь 大衍 И-син 728 г. н.э. 365,2444 29,53059
Мин-тянь 明天 Чжоу Цзун 1064 г. н.э. 365,2436 29,53059
Цзи-юань 紀元 Яо Шунь-фу 1106 г. н.э. 365,2436 29,53059
Да-мин 大明 Чжао Чжи-вэй 1182 г. н.э. 365,2436 29,53059
Тун-тянь 統天 Ян Чжун-фу 1199 г. н.э. 365,2425 29,53067
Шоу-ши 授吋 Го Шоу-цзин 1281 г. н.э. 365,2425 29,53059
Ши-сянь 時憲 Адам Шаль 1645 г. н.э. 365,2422 29,53059

Так, среди проблем, решавшихся китайскими астрономами, было определение первого дня месяца. Хэ Чэн-тянь, разрабывая календарь Юань-цзя, изданный затем в 443 г., предложил сделать день, когда Солнце и Луна оказываются на одной долготе, первым днем каждого месяца вместо отсчета, опирающегося на среднюю величину синодического месяца. Его предложением, однако, в V и VI вв. пренебрегли. Лю Чжо и Чжан Чжоу-сюань в первые годы VII в. начали существенную реформу в календарной науке. Они обратили внимание на колебания в скорости Солнца и Луны, когда пробовали устанавливать их реальные позиции, чтобы определить первый день месяца. Метод для его определения, разработанный Лю Чжо, был применен в календаре Нуан-цзи, введенном в 604 г. Предложенный в V в. Хэ Чэн-тянем принцип определения начала месяца со дня, когда Солнце и Луна оказываются на одной долготе, был учтен разработчиками календаря У-инь в 619 г., но официально не был принят до 665 г., когда вошел в употребление календарь Линь-дэ, тем самым заканчивая двухвековые дебаты. Астроном И-син, работая над календарем Да-янь, введенным в 728 г., улучшил формулу, предложенную в 604 г. Лю Чжо для фиксации первого дня месяца.
 
Глубокие исследования теории календаря привели астронома Лю Хуна в 206 г. к пониманию, что календарь с остаточной четвертью дня (365,25) дает неточное число в величине тропического года, отчего и появляется много ошибок. В частности, в таком календаре был необходим перерасчет с помощью вставных дней. Лю Хун понял, что частый перерасчет календаря не являлся оптимальным решением. После некоторых расчетов он предложил сократить величину года до 365,2462 дня. В результате появился календарь Цянь-сян, заметно превосходивший по точности предыдущие и ставший первым, в котором реализовался неформальный подход к величине тропического года. Методы разработки своего календаря Лю Хун описал в сочинении «Цяньсян ли шу» («Правила составления календаря “Небесные символы”»), изданном в 206 г.
 
Среди тех астрономов, которые боролись за более точное значение тропического года, был Цзу Чун-чжи (429–501). Он смог улучшить технику наблюдений. Для установления тропического года было необходимо знать точное время зимнего солнцестояния. Поэтому китайские разработчики календарей придавали большую важность соответствующим наблюдениям. Однако на пути наблюдателей стояли следующие препятствия. Во-первых, отсутствие заметного различия в ежедневной длине тени, которая могла быть легко измерена в течение дня зимнего солнцестояния, и, во-вторых, невозможность установления точного часа солнцестояния. Цзу Чун-чжи нашел решение этих проблем. Он растянул свои измерения тени на промежуток в 24 дня с целью получить среднее значение. Учет того, что большие изменения в длине тени могли наблюдаться в дни, достаточно отдаленные от зимнего солнцестояния, вносил важный вклад в успех новой методики Цзу Чун-чжи. Его календарь Да-мин устанавливает тропический год в 365,2428 дня. Такая точность не была оспорена до 1064 г., когда появился календарь Мин-тянь с годом в 365,2436 дня, который отметил начало практики наблюдений с разного числа позиций.
 
Ученый Го Шоу-цзин в конце XIII в. создал устройство, называемое «определитель тени», которое дало возможность более четкого наблюдения края тени. Это устройство фокусировало солнечный свет через крошечное, «не больше, чем зерно риса» отверстие в точке на пластине гномона. «Определитель тени» открыл путь использованию более длинных гномонов для достижения более высокой точности. «Башня для измерения тени», стоящая теперь в уезде Дэнфэн, пров. Хэнань, является своего рода гигантским гномоном. Она была построена под руководством Го Шоу-цзина. Имея высоту 13,33 м, она была в четыре раза выше, чем использовавшиеся в то время гномоны.
 
Го Шоу-цзин, базируясь на своих собственных наблюдениях с помощью этого высокоточного гномона и используя данные шести крупномасштабных наблюдений, сделанных после 462 г. (когда Цзу Чун-чжи создал календарь Да-мин), установил тропический год в 365,2425 дня, подтвердив исследования Ян Чжун-фу, который разработал календарь Тун-тянь в 1199 г. Эта величина была принята при разработке в 1281 г. календаря Шоу-ши, который по точности тропического года равен григорианскому календарю, появившемуся на 300 лет позже.
 
Почти через четыре века после Го Шоу-цзина астроном Син Юнь-лу (1573–1620), построив 20-метровый гномон, получил для тропического года число 365,242190 дня, являвшееся в то время наиболее точным в мире. Оно меньше полученного современными вычислениями (365,2421988) всего на 0,0000088 дня.
 
Солнечный календарь
 
При интенсивном развитии сельского хозяйства в Китае требовались знания закономерностей сезонных изменений погоды и ее влияний на выращиваемые культуры. Исходя из учета сезонных погодных изменений, уже в доханьское время был составлен солнечный метеорологический (или сельскохозяйственный) календарь, в котором солнечный год делился на 24 «сезона», называемых цзе ци (табл. 2). Словарное значение иероглифа цзе [3] – «коленце [бамбука]», «подразделение», «отрезок», а ци [1] – «пневма», «воздух», «атмосфера». Таким образом, термин цзе ци буквально означает «пневменное/атмосферное подразделение».
 
Таблица 2. Солнечный календарь из 24 сезонов
Название сезона Перевод Начало по григорианскому календарю Циклические знаки и триграммы
1 Ли чунь 立春  Начало весны 4–5 февраля Гэнь [2]
2 Юй шуй 雨水  Дождевая вода 19–20 февраля 3. инь [1]
3 Цзин чжи 驚蟄 Пробуждение личинок 5–6 марта I. цзя [1]
4 Чунь фэнь 春分 Весеннее равноденствие 20–21 марта 4. мао [5]
5 Цин мин 清明 Чистый свет 4–5 апреля II. и [9]
6 Гу юй 穀雨 Хлебные дожди 20–21 апреля 5. чэнь [2]
7 Ли ся 立夏 Начало лета 5–6 мая сюнь[2]
8 Сяо мань 小滿 Малая полнота 21–22 мая 6. сы [5]
9 Ман чжун 芒種 Колосящиеся всходы 5–6 июня III. бин [1]
10 Ся чжи 夏至 Летнее солнцестояние 21–22 июня 7. у [10]
11 Сяо шу 小暑 Малая жара 7–8 июля IV. дин [1]
12 Да шу 大暑 Большая жара 23–24 июля 8. вэй [9]
13 Ли цю 立秋 Начало осени 7–8 августа Кунь
14 Чу шу 處署 Последняя жара 23–24 августа 9. шэнь [6]
15 Бай лу 白露 Белые росы 7–8 сентября VII. гэн [1]
16 Цю фэнь 秋分 Осеннее равноденствие 23–24 сентября 10. ю [4]
17 Хань лу 寒露 Холодные росы 8–9 октября VIII. синь [4]
18 Шуан цзян 霜降 Появление инея 23–24 октября 11. сюй [3]
19 Ли дун 立冬 Начало зимы 7–8 ноября Цянь [1]
20 Сяо сюэ 小雪 Малые снега 22–23 ноября 12. хай [2]
21 Да сюэ 大雪 Большие снега 7–8 декабря IX. жэнь [3]
22 Дун чжи 冬至 Зимнее солнцестояние 21–22 декабря 1. цзы [3]
23 Сяо хань 小寒 Малые холода 5–6 января X. гуй [8]
24 Да хань 大寒 Большие холода 20–21 января 2. чоу [5]

В энциклопедическом трактате «Люй-ши чунь-цю», составленном в середине III в. до н.э., перечисляется чуть меньше половины названий цзе ци. Эти цзе ци встроены в комплекс характеристик двенадцати лунных месяцев, причем так, что в их порядке видится система. Поэтому можно предположить, что к середине III в. до н.э. календарь 24 «сезонов» был уже вполне сформирован. Полный список цзе ци приводится в книге «Хуайнань-цзы», написанной во II в. до н.э. Принцип деления года на 24 подразделения учитывался в лунно-солнечном календаре Тай-чу, составленном в 104 г. до н.э.
 
Начало года в календаре из 24 сезонов определяется еще как начало весны (Ли чунь) и приходится на точку, находящуюся посередине между днями зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия. Эти дни также определяли начала соответствующих сезонов (Дун чжи, Чунь фэнь). Также выделялись дни летнего солнцестояния (Ся чжи) и осеннего равноденствия (Цю фэнь). Все эти характерные моменты движения Солнца китайцы хорошо могли вычислять уже в эпоху Чунь-цю. Ровно посередине между ними устанавливались пункты, определяемые как начала лета, осени и зимы (Ли ся, Ли цю, Ли дун). Между указанными пунктами выбирались еще более дробные подразделения, названные по характерным приметам соответствующего сезона. В «Хуайнань-цзы» (цз. 3) сезоны коррелируют с циклическими знаками 12 «земных ветвей» и двумя «[отбивными] бечевками» (шэн [7]), служащими у плотников для разметки прямых линий. Весна связана со знаками инь [2], мао [5], чэнь; лето – сы [5], у [10], вэй [9]; осень – шэнь [6], ю [4], сюй [3]; зима – хай [2], цзы [3], чоу [5]. «Бечевками», образующими правильный крест, связываются знаки мао [5] и ю [4], у [10] и цзы [3]. Точки «стыка» сезонов корелируют с «шнурами» (вэй [13]), связанными, видимо, с образом «повозки небесного свода» (каньюй). «Шнур» между чоу [5] и инь [2] («стык» зима-весна) называется Баодэ («Вознаграждение благодатью»); между чэнь [2] и сы [5] (весна-лето) – Чанъян («Обычное счастье», «Очередной баран»); между вэй [9] и шэнь [6] (лето-осень) – Бэйян («Оборотный ян»); между сюй [3] и хай [2] (осень-зима) – Титун («Связывание силком», «Проход копыта»). Впоследствии при членении годового круга эти «шнуры» стали символизиро-ваться триграммами Гэнь [2], Сюнь [2], Кунь и Цянь [1], являющимися в схеме Вэнь-вана «угловыми» (юй [8]), т.е. промежуточными между «правильными» (чжэн [1]) триграммами, ориентированными прямо на север, восток, юг и запад. При членении годового круга на 24 части к четырем «шнурам» и 12 «земных ветвей» добавляется 8 «небесных стволов» – без у [9] (V) и цзи [10] (VI).
 
Данный календарь позволял правильно определить начало весны, а значит, вовремя приступить к сельскохозяйственным работам. Практическим нуждам служило и разбиение всего года на 24 отрезка, соответствующих изменению погодных сезонов в Китае. Некоторая часть названий сезонов прямо отражает их сельскохозяйственную значимость в жизни китайцев. С 24 сезонами солнечного цикла было связано большинство погодных примет, которые интерпретировались в контексте сельскохозяйственной деятельности. Например, ясная погода в день Ли чунь («Начало весны») считалась приметой обильного урожая.
 
Поскольку солнечный год приблизительно равняется 365,25 дня, а 24 пункта сельскохозяйственного, или метеорологического, календаря должны соответствовать положению Солнца на эклиптике в идеале через равные промежутки времени, то каждый сезон должен был бы быть равным приблизительно 15,22 дня. Реально они выбираются равными 15 или 16 дням в зависимости от местоположения в общей последовательности. Таким образом, два идущих друг за другом сезонных отрезка в сумме могут дать 30, 31 или 32 дня, что является либо равным, либо большим, чем лунные месяцы в 29 и 30 дней. Этот факт был использован для установления правила интеркаляции (вставки) лунных месяцев, пришедшего во II в. до н.э. на смену правилу, опирающемуся на цикл в 19 лет. В новом правиле 24 цзе ци подразделялись на нечетные и четные, причем, последние могли еще называться чжун ци («средние пневмы»). Интеркаляционным мог считаться такой месяц, который не захватывает начало четного сезона (чжун ци), или, иначе говоря, целиком умещается между началами двух нечетных сезонов (цзе ци).
 
Практика вставки месяца всякий раз, когда это требовалось из сравнения между системами синодических месяцев и 24 сезонов, была гарантированной в точности и делала ненужным подсчет резонансных периодов. Это означало, что календарная наука могла бы развиваться более независимо от астрономии в качестве зрелой отдельной дисциплины. Само создание календаря из 24 сезонов требовало как высокого уровня знаний, в частности, астрономического понимания Земли как небесного тела, так и сложного оборудования, без которого невозможно собрать необходимую информацию. Все это уже было у китайцев в III–II вв. до н.э. Однако применение системы 24 сезонов для процедур интеркаляции в это время не получило должного распространения и полного отказа от практики подсчета резонансов не произошло. Только в VII в. Ли Чунь-фэн взял на себя инициативу в переводе календарной науки на качественно новый уровень, разрабатывая календарь Линь-дэ, к-рый был принят в 665 г.
 
Источники:
Люйши чуньцю: Весны и осени господина Люя / Пер. Г.А. Ткаченко. М., 2001; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. с кит., вступ. ст., коммент. и прил. Р.В. Вяткина. Т. 4. М., 1986; Философы из Хуайнани: Хуайнаньцзы / Пер. Л.Е. Померанцевой. М., 2004. 
 
Литература:
Бичурин Н.Я. Ся-сяо-чжень, или земледельческий календарь китайцев // Московский телеграф. 1830. № 7, ч. 32; Голыгина К.И. Звездное небо и «Книга перемен». М., 2003; Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». М., 2005; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М., 1989, с. 19–103; Современные историко-научные исследования: Наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987; Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961; он же. О китайском календаре // Историко-астрономические исследования. М., 1975. Вып. 12; У Цзинь, Ван Юн-шэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и»: «Чжоу и», китайская медицина и цигун. Киев, 2001; Фельдман Н.И. Японский календарь // Народы Азии и Африки, 1970, № 4; Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. М., 1987; Чжунго тянь вэнь сюэ фа чжань ши (История развития астрономии в Китае). Пекин, 1996; Чэнь Цзуньвэй. Чжун го тянь вэнь сюэ ши (История китайской астрономии). Т. 1–4. Шанхай, 1989; Ancient China’s Technology and Science: Compiled by the Institute of the History of Natural Science, Chinese Academy of Science. Beijing, 1983; Cullen C. Astronomy and Mathematics in Ancient China. Cambridge, 1996; Ho Peng Yoke. Modern Scholarship on the History of Chinese Astronomy. Canberra, 1977; Need-ham J. Science and Civilization in China. Cambridge, 1959. Vol. 3; Ronan C.A. The Shorte Science and Civilisation in China: An Abr. of Joseph Needham’s Orig. Text. Vol. 2. Cambridge, 1981; Sivin N. Cosmos and Computation in Early Chinese Mathematical Astronomy. Brill, Leiden, 1969; Temple R. The Genius of China: 3000 Years of Science, Discovery and Invention. N. Y., 1986.
 
Автор: Еремеев В.Е.
 
Источники:
Чжунго фан-шу гайгуань. Сюаньцзэ цзюань (Компендиум китайских магических искусств. Том предсказаний). Кн. 1, 2 / Сост. Ли Лин. Пекин, 1993; Даосская алхимия бессмертия / Пер., сост. Б.Б. Виногродского. М., 2003, с. 365–379; T`ung Shu: The Ancient Chinese Almanac / Ed., trans. by M.Palmer. Boston, 1986.
 
Литература:
Агеев Н.Ю. Развитие календарных аспектов ицзинистики в творчестве Цзин Фана // XXXIII НК «Общество и государство в Китае». М., 2002, с. 160–167; он же. Учение Цзин Фана о Восьми дворцах и календарные приложения этого учения // XXXIV НК «Общество и государство в Китае». М., 2003, с. 134–141; он же. Мэн Си и календарные приложения «И цзина» // Китайская классическая «Книга Перемен» и современная наука. М., 2003, с. 37–45; Воробьев А.Н. Традиционный китайский календарь: Ежегодник, 2002 год. М., 2001; Голыгина К.И. Символический орнамент на керамике Древнего Китая (Образы и символы рисованного календаря). М., 2007; Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002, с. 35–45, 244–249; Виногродский Б., Гончарова Н. Традиционный китайский календарь. Теория и практика использования. 2006 год огненной собаки. М., 2006; они же. Традиционный китайский календарь. 2007 год Огненной Свиньи. М., 2007; Всё о Китае / Сост. Г.И.Царева. Т. 1. М., 2003, с. 323–327, 540–549. Т. 2. М., 2002, с. 371–388; Зелинский А.Н. О лунно-солнечном счислении в Азии // VIII НК ОГК. Ч. III. М., 1977, с. 207–216; он же. Лунно-солнечный ритм в календарно-космологической системе Китая // IX НК ОГК. Ч. III. М., 1978, с. 211–221; Каменарович И. Классический Китай. М., 2006, с. 181–201; Ковалевский О.М. О китайском календаре // ЖМНП. 1836. Т. XI, № VIII, с. 463–467; Костенко А., Петушков И. Китайский календарь на сто лет для фэн-шуй, астрологии и «Книги Перемен». СПб., 2002; Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983, с. 248–257; Малявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985, с. 11–78; Эберхард В. Китайские праздники. М., 1977, с. 37–43; Чжан Хун-чжао. Чжунго гу-ли си-и (Прояснение сомнительного в древнекитайских календарях). Пекин, 1958; Чжу Вэнь-синь. Ли-фа тун-чжи (Общее описание календаря). Шанхай, 1934; Ябуути Киёси. Тюгоку но тэнмон-рэкихо (Китай-ский астрономический календарь). Токио, 1990; Chavannes E. Le Calendrier des Yin // Journal Asiatique. T. XVI, № 3. P., 1890; Hoang P. A Notice of the Chinese Calendar. Zi-ka-wei, 1904; Loewe M. The Almanacs (jih-shu) from Shui-hu-ti // AM. 1988. 3rd series. Vol. I, № 2, p. 1–28; Needham J. Time and Eastern Man. L., 1964; Poo Mu-chou. Popular Religion in Pre-Imperial China: Observations on the Almanacs of Shui-hu-ti // T`P. 1993. Livre 79, p. 225–248; Smith R.J. A Note on Qing Dynasty Calendars // Late Imperial China. 1988. Vol. 9, № 1, p. 123–145; Soymi M. Un calendrier de douze jours par an dans les manuscripts de Touen-houang // Bull. de l`Ecole Française d`Exrême-Orient. 1981. Livre 69, p. 209–228.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5.Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 147-153.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.