Синология.Ру

Тематический раздел


Загадки южнокитайской династии Поздняя Лян

 
 
В III–VI вв. на территории Китая существовало, как известно, множество различных государственных образований (династий-чао 朝 и царств-го 囯), и все они, даже самые кратковременные и маломощные, так или и иначе фигурируют в источниках и в научной литературе. Единственным исключением является южнокитайская династия Поздняя Лян (Хоу Лян 後梁, 555-587; другие названия – Западная Лян, Си Лян 西梁 [23, с. 94] и Северная Лян, Бэй Лян 北梁 [2, с. 150]). О такой династии умалчивается и в Лян шу 梁書(«Книга [об эпохе/династии] Лян» / «История [династии] Лян», далее ЛШ), и в Нань ши 南史 («История Южных [династий]» / «История Юга», далее НШ) – официальных историграфических сочинениях («династийные истории», чжэн ши 正史), посвященных династии Лян 梁 (502–557) и всем южнокитайским государствам периода Южных и Северных династий (Нань-бэй-чао 南北朝, 420–579) соответственно. Напомню, что работу над ЛШ начал историк Яо Ча 姚察 (533–606), служивший при дворе последней южнокитайской династии Чэнь 陳 (557–589; его жизнеописание см. в [22, т. 2, гл. 27, с. 348–354]), а завершил его сын – Яо Сы-лян 姚思廉 (?-637; см. [14, т. 13, гл. 102, с. 3978–3979; 18, т. 8, гл. 73, с. 2592–2593]). Сохранились сведения, что они использовали внушительное число анналистических и историографических сочинений VI в., в т. ч. Лян ши 梁史 («История [династии] Лян», 58 глав-цзюаней) Сюй Тина 許亭, Лян шу (49 цзюаней) Се У 謝吳 [11, т. 1, с. 1; 21, с. 99]. Перед составителем НШ – Ли Янь-шоу 李延壽 (618?–678?, см. [14, т. 13, гл. 102, с. 3985–3986; 18, т. 8, гл. 73, с. 2600–2601]), завершившим работу над этим сочинением к 659 г., стояла задача компенсировать лакуны, имевшиеся, по мнению историков того времени, в уже созданных династийных историях [4, с. 48–49; 12, т. 1, с. 2; 21, с. 115–116]. Он тоже использовал наработки и сочинения своего отца – Ли Дай-ши 李大師 (кон.VI – нач.VII в.), а за композиционный образец принял Ши цзи 史記 («Исторические записи» / «Записки историка») Сыма Цяня 司馬遷 (145–87/86 гг. до н.э.). Однако состоящая только из двух разделов – «Основные записи» (Бэнь цзи 本紀) и «Жизнеописания» (Ле-чжуань 列傳), НШ по содержанию откровенно вторит соответствующим разделам из чжэн ши, посвященным южнокитайским династиям (начиная с династии Лю Сун 劉宋, 420–479). Следовательно, есть все основания полагать, что в обоих названных памятниках запечатлены взгляды на исторических события и отдельных лиц, присущие «южной» историографической традиции. Неудивительно, что во многих работах по истории Китая и непосредственно Нань-бэй-чао о Поздней Лян тоже не упоминается (напр., [5; 10; 13; 17]). Вместе с тем, есть и немало изданий, в которых она внесена в список южнокитайских государств (напр., [3, с. 38; 9, т. 2, с. 421; 23, с. 94]) и приведена хронологическая таблица ее правителей (в т.ч. [1, с. 862; 2, с. 150]). В попытке разобраться в этом противоречии, логично обратиться к образу Сяо Ча 蕭詧 (519–563), считающегося основателем и первым монархом Поздней Лян (Сюань-хуан-ди 宣皇帝, прав. 555–562). Выясняется, что о нем, но исключительно как о принце крови, под титулом Юэян-ван 岳陽王 (Юэянский принц/князь), неоднократно упоминается в ЛШ и НШ, прежде всего в жизнеописаниях Сяо И 蕭繹 (508–555) – третьего монарха династии Лян (Юань-ди 元帝, прав. 552–555) [11, т. 1, гл. 5; 12, т. 1, гл. 8, с. 234–246], и Хэдунского принца (Хэдун-ван 河東王) Сяо Юя 蕭譽 [11, т. 3, гл. 55, с. 829–830; 12, т. 5, гл. 53, с. 1314–1315]. Правда, в НШ оговаривается, что он самовольно провозгласил себя «царем Лян» (Лян-ван 梁王) [12, т. 1, гл. 8, с. 235]. О Сяо Ча как о «царе Лян» упоминается и в Чэнь шу («Книга [об эпохе/династии] Чэнь» / «История [династии] Чэнь»), тоже составленной Яо Ча. В жизнеописании второго монарха Чэнь (Чэнь Цянь 陳蒨, Вэнь-ди 文帝, прав. 560–566), в записях о третьем годе правления под девизом Тянь-цзя 天嘉 (560-566), сообщается о смерти Сяо Ча и о воцарении его сына (подробно см. далее), но без каких-либо подробностей о том, что представляло собой их владение [22, т. 1, гл. 3, с. 55]. В отличие от «южных» династийных историй, достаточно пространное жизнеописание Сяо Ча присутствует в Чжоу шу 周書(«Книга [об эпохе/династии Северная] Чжоу» / «История [династии Северная] Чжоу», далее – ЧШ) – сочинении о династии Северная Чжоу (Бэй Чжоу 北周, 557–581), возникшей в результате переворота, осуществленного кланом Юйвэнь 宇文 в государстве Западном Вэй (Си Вэй 西魏, 534–556), которое, в свою очередь, образовалось после распада тобийской державы Северная / Тоба Вэй (Бэй/Тоба Вэй 北/拓跋魏, 386–534). Однако и здесь монарший статус Сяо Ча никак не оговаривается ни в названии соответствующего раздела [20, т. 3, гл. 48, с. 859–860], ни в традиционной преамбуле, начинающейся с его имени: «Сяо Ча, второе имя Ли-сунь 理孫, уроженец Ланьлина 蘭陵». Важно, что ЧШ, созданная в 636 г., следует, подобно ЛШ, предшествующей, но на этот раз «северной» историографической традиции. Ее составитель Линху-дэфэнь 令狐德棻 (583-666), был выходцем из племенной знати народности дэфэнь 德棻, обитавшей на территории совр. пров. Шэньси и еще в середине VI в. принявшей строну клана Юйвэнь. В дальнейшем его дед и отец служили при дворе империи Суй 隨 (581–618), сам он вошел в окружение Ли Юаня 李淵 (566–635), будущего основателя (Гао-цзу 高祖, прав. 618–626) империи Тан 唐 (618–906), и достиг наивысшего карьерного успеха при Ли Ши-мине 李世民(599–649, Тай-цзун 太宗, прав. 626–649), по личной рекомендации которого и был включен в коллектив историков (под руководством Фан Сюань-лина 房玄齡, 579–645), работавших над составлением и редактированием чжэн ши предшествующих династий [14, т. 13, гл. 102, с. 3981–3982; 18, т. 8, гл. 73, с. 2596; 20, т. 1, с. 2]. Линху-дэфэнь также широко использовал более ранние сочинения, в т.ч. «Чжоу цзи» 周紀 («Записи [о династии] Чжоу») Ню Хуна 牛弘 (пер. пол.VI в.) [21, с. 113].
 
Впервые о Поздней Лян (с употреблением именно такого названия) сказано в «Бэй ши» 北史 («История северных [династий]» / «История Севера», далее - БШ) – еще одном труде Ли Янь-шоу, посвященном всем государствам, существовавшим в IV–VI вв. в Северном Китае. Однако указанный раздел (где присутствует и очередная версия жизнеописания Сяо Ча [8, т. 10, гл. 93, с. 3086–3088]) помещен в главу «Цзянь-вэй ле-чжуань» 僭偽列傳 («Жизнеописания узурпаторов»), в которой содержатся сведения о «северных» государствах (из списка «16 царств») IV в. [там же, с. 3061–3100]. Т.е., признавая факт существования Поздней Лян, Ли Янь-шоу отказывал ей в легитимности и, более того, причислял не к южнокитайским династиям, а к «северным» царствам-го.
 
Несмотря на указанные противоречия, а также многочисленные расхождения в деталях, во всех перечисленных сочинениях воспроизведен в целом общий сюжет. Сяо Ча был внуком основателя династии Лян – Сяо Яня 蕭衍 (464–549, император У-ди武帝, прав. 502–549) и третьим сыном первенца и наследника последнего – Сяо Туна 蕭統 (наследный принц Чжао-мин, Чжао-мин-тай-цзы 昭明太子, 501–531). По уверению БШ [8, т. 10, гл. 93, с. 3086], он пользовался особыми любовью и доверием деда, который назначил его в 547 г. (в первый год под девизом Чжун-да-тун 中大同) на пост губернатора (цы-ши 刺史) приграничной провинции Юнчжоу 雍州 (на границе совр. пров.Хэнань и Хубэй [19, с. 33–34]), бывшей важнейшим военно-стратегическим пунктом империи Лян (равно как и предшествующих ей южнокитайских империй), граничащим с Тоба Вэй и затем с Западным Вэй. Понятно, что там располагалось и одно из самых боеспособных воинских подразделений Лян. Приблизительно через два года аналогичное назначение получил старший брат Сяо Ча – упоминавшийся ранее Хэдунский принц Сяо Юй (второй сын Сяо Туна), возглавивший провинцию Сянчжоу 湘州 (на территории совр. пров. Хунань). Оба брата подчинялись своему дяде (будущему императору Юань-ди) – Сяо И (7-й сын императора У-ди и единоутробный брат Сяо Туна), носившему в то время титул Цзиньаньского принца (Цзиньань-ван 晉安王). Кроме поста губернатора еще одной южной провинции Цзинчжоу 荊州 (большая часть совр. пров. Хубэй), он обладал полномочиями генерала-инспектора (ду-ду 都督), ставившими его над руководителями местных провинций [11, т. 1, гл. 5, с. 113]).Такой статус делал его потенциальным лидером клана Сяо после трагических событий 549–550 гг.: мятеж генерала Хоу Цзина 候景 (503–552), захватившего в апреле 549 г. столицу Лян – Цзянькан 建康 (на месте совр. г. Нанкина, пров. Цзянсу), заточение императора У-ди (умер предположительно в середине июня  голодной смертью) и возведение на трон официального на тот момент наследника престола – Сяо Гана 蕭綱 (503–551, император Цзянь-вэнь-ди 簡文帝, прав. 549–551). Но вместо создания коалиции в регионе среднего течения Янцзы вспыхнула братоубийственная борьба (подробно см. также [6, гл. 7; 7; 10, с. 417–429; 17, с. 154–156]). По версии ЛШ и НШ [11, т. 1. гл. 5, с. 113–114; 12, т. 1, гл. 8, с. 234–235], ее истинными инициаторами стали Сяо Ча и Сяо Юй, замыслившие заговор против Цзиньаньского принца, о чем того тайно уведомил один из бывших свитских Сяо Туна. Участие в этом заговоре Сяо Ча было особенно опасным, так как за время пребывания в Юнчжоу он успел установить сепаратные дружеские отношения с Юйвэнь Таем 宇文泰 (507–556), реальным правителем Западного Вэй, и мог получить его поддержку. Возможно поэтому Сяо И нанес первый удар по Сяо Юю. Сяо Юй сопротивлялся почти год, но потерпел полное поражение (в июне 550 г.) и был казнен прямо на поле боя (его голову отослали в ставку Сяо И, который все же счел уместным совершить над ней обряд погребения [11, т. 3, гл. 55, с. 830; 12, т. 5, гл. 53, с. 1314–1315]). Гражданская война, во время которой Сяо И расправился с еще несколькими своими родственниками, продолжалась до февраля 551 г. Сяо Ча, судя по всему, воздерживался от активного участия в ней, не отозвавшись даже на просьбу о помощи родного брата. Но гибель последнего сделала его лютым врагом Цзиньаньского принца [20, т. 3, гл. 48, с. 857] и, добавлю от себя, подтолкнула к дальнейшему сближению с властями Западного Вэй. Между тем военные действия перешли в новую фазу. Весной 551 г. Хоу Цзин, предупреждая готовящийся поход на Цзянькан, выслал армию против Сяо И. На этот раз военная удача оказалась на стороне принцев Сяо, продвигавшихся все ближе к столице. В начале октября того же года Хоу Цзин низложил и затем приказал убить Сяо Гана (вместе с ним погибли все его 12 сыновей) и возвел на престол малолетнего принца (внука Сяо Туна) [11, т.1, гл. 4, с. 108]. В начале следующего года, сместив и его, он провозгласил собственную династию – Хань 漢 [11, т. 3, гл. 56, с. 859]. Еще через 2 месяца (в марте 552 г.) к Цзянькану подошли два воинских соединения под командованием лучших полководцев Сяо И – Ван Сэн-бяня 王僧辯 (?–555) и Чэнь Ба-сяня 陳霸先 (503–559), будущего основателя династии Чэнь. 28 апреля 552 г. Цзянькан в очередной раз пал, Хоу Цзин бежал на восток и, в конце концов, был убит своими же соратниками. Эти события привели к новому обострению распрей среди принцев Сяо. Едва узнав о взятии столицы и гибели Сяо Гана, императором объявил себя 8-й сын У-ди – Улинский принц (Улин-ван 武陵王) Сяо Цзи 蕭紀, генерал-губернатор провинции Ичжоу 益州 (на территории совр. пров. Сычуань) [11, т. 3, гл. 55, с. 829–830; 12, т. 5, гл. 54, с. 1328–1331]. Сяо И потребовался почти целый год, чтобы устранить неожиданного конкурента. Его коронация состоялась только в декабре 552 г., причем не в столице, а в административном центре Цзинчжоу – г. Цзянлине 江陵. Хотя Сяо И признан полноценным монархом Лян, в действительности под его властью находилась небольшая территория – площадью, по некоторым данным, менее тысячи кв. км и с населением около 30 тысяч семей. Во всех остальных районах Юга хозяйничали местные властители, нередко просто шайки бандитов. Главная же для Сяо И угроза исходила от Западного Вэй. Используя конфликт между ним и Сяо Ча, вэйская армия оккупировали большую часть Сычуани, создав там плацдарм для наступления на Цзинчжоу. По версии БШ и ЧШ, «царем Лян» Сяо Ча объявил Юйвэнь Тай еще в начале 554 г., и уже в таком статусе он принял участие в походе на Цзинчжоу, состоявшемся в конце того же года [8, т. 10, гл. 93, с. 8088; 20, т. 3, гл. 48,с. 859]. Сяо И погиб, более 100 тысяч человек были угнаны в плен. Сяо Ча был назначен Юйвэнем правителем Цзинчжоу и получил титул правителя-чжу 主 династии Лян.
 
Понятно, что для «южан» Сяо Ча выглядел предателем и мятежником, лично повинным в смерти законного монарха и в скорой гибели династии Лян. Однако и отношение к нему «северян» явно было неоднозначным, что и нашло, думается, отражение в ЧШ. Дело в том, что в феврале 555 г., Сяо Ча самочинно провозгласил себя императором (хуанди 皇帝) Лян [8, т. 10, гл. 93, с. 8088; 20, т. 3, гл. 48, с. 859], т.е. формально отказался от каких-либо суверенных обязательств по отношению к Западному Вэй. Неизвестно, чем бы могла обернуться для него такая «самостоятельность», если бы не изменение политической ситуации на Севере. После смерти Юйвэнь Тая бразды правления оказались в руках его племянника – Юйвэнь Ху 宇文護 (Цзиньский герцог, Цзинь-гун 晉公) [8, т. 7, гл. 57, с. 2060–2067; 20, т. 1, гл. 11, с. 165–177]. Именно он низверг государя тобийских кровей и провозгласил династию Чжоу, но затем последовательно сместил и двух государей из клана Юйвэнь – Юйвэнь Цзюэ 宇文覺 (Сяо-минь-ди 孝閔帝, прав. 557) и Юйвэнь Юя 宇文毓 (Мин-ди 明帝, прав. 577–560). Только в 572 г. третий ставленник Юйвэнь Ху – Юйвэнь Юн 宇文邕 (У-ди 武帝, прав. 561–578) смог устранить всемогущего регента [8, т.7, гл. 57, с. 2066; 20, т. 1, гл. 11, с. 167]. Одновременно после покорения второго государства, возникшего из осколков Северного Вэй – Северного Ци (Бэй Ци 北齊, 550–557), власти Чжоу были вынуждены вести постоянные боевые действия против соседних кочевых народностей. Кроме того, и сам Сяо Ча, вопреки недавнему политическому демаршу, на деле продолжал сохранять лояльность (или ее видимость) властям Северного Чжоу.
 
После семи-/восьмилетнего  царствования Сяо Ча, ему наследовали вначале его сын Сяо Куй 蕭巋 (Сяо-мин-ди 孝明帝, прав. 562–585), затем внук – Сяо Цун 蕭琮 (Сяо-цзин-ди 孝靜帝, прав. 585–587), о которых также достаточно подробно говорится в БШ и ЧШ [8, т. 10, гл. 93, с. 3090–3093; 20, т. 3, гл. 48, с. 862–866]. Последний добровольно перешел на сторону властей империи Суй при завоевании Юга, получив от них аристократический титул Цзюй-гун 莒公. Оговаривается также, что Сяо Цун дожил до воцарения Ян Гуана 揚廣 (569–518, Ян-хуанди 煬皇帝, прав. 605–618) и неизменно находился у него в фаворе.
 
Новые подробности в историю семейства Сяо Ча и Поздней Лян вносит Суй шу 隨書(«Книга [об эпохе/династии] Суй» / «История [династии] Суй», далее - СШ). Оказывается, внучка Сяо Ча и дочь Сяо Куя стала супругой Ян Гуана и императрицей Суй – Сяо-хуанхоу 蕭皇后. В ее жизнеописании [15, т. 4, гл. 36, с. 1111–1113] подробно говорится об этом браке – благодаря желанию основателя династии Суй – Ян Цзяня 楊堅 (Вэнь-ди 文帝, прав. 581–618) ввести в гарем его старшего сына «красавицу с Юга». И о том, как «принцесса дома Лян» настолько очаровала семейство Ян своей внешностью, добродетелями, образованностью и умелостью в женских искусствах, что Ян Цзянь лично настоял на возведении ее в статус старшей супруги наследного принца. Так Сяо Куй превратился в одного из «внешних родственников» августейшего клана Суй. Его жизнеописание и пространный рассказ о «правителях Лян» введены в соответствующий раздел (Вай ци 外戚) Суй шу [15, т. 6, гл. 79, с. 1791–1793]. Дополнительные детали приведены и в описании завершения существования Поздней Лян. Готовя наступление на Юг, но стремясь при этом избежать военного конфликта со столь почитаемым сродственником, Ян Цзянь пригласил Сяо Цуна осенью 587 г. посетить свой двор. И пока брат супруги наследного принца наслаждался гостеприимством, его государство было захвачено суйской армией. В качестве компенсации Сяо Цуну был дарован, наряду с аристократическим титулом, почетный титул «столп государства» (чжу-го 柱國) [15, т. 6, гл. 79, с. 1793]. Мать двух старших сыновей Ян Гуана – Чжао昭, наследного принца Юань-дэ (Юань-дэ-тай-цзы 元德太子), скончавшегося от болезни в 606 г. (во второй год под девизом Да-е 大業, 605–618), и Жэнь-аня 仁安 (Янь-ван Тань 燕王倓), погибшего в 16 лет [15, т. 5, гл. 59, с. 1435-1436, 1438], императрица Сяо была возведена в сан хуанхоу сразу же после воцарения своего супруга [15, т. 1, гл. 3, с. 62]. Судя по материалам жизнеописания последнего [15, т. 1, гл. 3–4], она не играла сколько-нибудь заметной роли в дворцовой и политической жизни страны. Но и это не уберегло ее от монаршего гнева и казни (точная дата не указана). Важно, что ее убийство ставится в СШ в отдельную вину Ян Гуану [15, т. 4, гл. 36, с. 1113]. Вырисовывается логическая цепочка: акцентируя достоинства правителей Поздней Лян (о которых повествуется в подчеркнуто уважительном тоне), авторы СШ подчеркивали благородство происхождения и добродетели императрицы Сяо, а, чем привлекательнее выглядит ее образ, тем страшнее оказывается злодеяние Ян Гуана.
 
Завершающие штрихи в «историографию» Поздней Лян внес Сыма Гуан 司馬光 (1019–1086). В главах Цзы чжи тун цзянь 資治通鑑 («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»), повествующих о событиях второй половины VI в. [16, т. 11, гл. 166–176], он кратко повторяет сведения о Сяо Ча (называя его, правда, Сяо Юй, т.е. явно путая со старшим братом [16, т. 11, гл. 166, с. 2125]) и его преемниках из ЧШ, БШ и СШ. Но здесь эти сведения вписаны в общее повествование так, что у читателя создается впечатление не просто историчности Поздней Лян, но и ее особой политической привлекательности. Подчеркивается прямая линия преемственности верховной власти – от Сяо Ча к Сяо Кую, и затем к Сяо Цуну [16, т. 11, гл. 168, с. 5222; гл. 176, с. 5428], что выглядит поистине уникальным прецедентом на фоне постоянных для III–VI вв. дворцовых переворотов и указывает на удивительную стабильность местного правящего режима. В результате Поздняя Лян оказывается своего рода «оазисом благополучия» среди царившего на Юге во второй половине VI в. хаоса. Не исключено, что такая ее идеализация, развивавшая трактовки, данные в СШ, вновь преследовала определенную идеологическую цель, на этот раз – показать возможность «мудрого правления» даже в условиях глобального историко-политического кризиса.
 
Итак, Поздняя Лян в действительности представляла собой, в лучшем случае, карликовое владение, занимавшее крайне незначительное место в истории Китая второй половины VI в. Ее «превращение» в самостоятельное государственное образование служит наглядным примером механизма переосмысления в китайской историографии национальных историко-политических реалий.
 
Литература
1. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. [Т.4:] Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009.
2. Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М., 2010
3. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.
4. Gardiner K.H.J. Standard Histories, Han to Sui // Essays on the Sources for Chinese History. Canberra, 1973.
5. Gernet J.A History of Chinese Civilization / Tr. by J.R. Foster. Cambridge, 1987.
6. Marney, J. Liang Chien-Wen Ti. Boston, 1976.
7. Pearce S. Who, and what, was Hou Jing? // Early Medieval China. N 6 (2000), р. 49-73.
8. Бэй ши 北史 (История северных [династий]). Т. 1–10. Пекин, 1974.
9. Ван Тун-лин 王桐齡. Чжунго ши 中國史 (История Китая). Т. 1–4. Бэйпин, 1932.
10. Ван Чжун-ло 王仲犖. Вэй ЦзиньНань-бэй-чао ши 魏晉南北朝史 (История [эпох] Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий). Шанхай, 2004.
11. Лян шу 梁書 (Книга [об эпохе/династии] Лян). Т. 1–3. Пекин, 1987.
12. Нань ши 南史 (История Южных [династий]). Т. 1–6. Пекин, 1986.
13. Дэн Чжи-чэн 鄧之誠. Чжунхуа эр цянь нянь ши 中華二千年史 (Китайская истории за две тысячи лет). Т. 2. Пекин, 1983.
14. Синь Тан шу 新唐書(Новая книга [о династии/эпохе] Тан). Т. 1–20. Пекин, 1975.
15. Суй шу 隨書 (Книга [об эпохе/династии] Суй). Т. 1–6. Пекин, 1982.
16. Сыма Гуан 司馬光. Цзы чжи тун цзянь 資治通鑑 (Всепроницающее зерцало, управлению помогающее). Т. 1–20. Пекин, 1976.
17. Хэ Дэ-чжан 何德章. Чжунго Вэй, Цзинь, Нань-бэй-чао чжэнчжи ши 中國魏晉南北朝政治史 (Политическая история Китая [в периоды] Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий) // Чжунго цюань ши 中國全史 (Полная история Китая). Т. 7. Пекин, 1994.
18. Цзю Тан шу 舊唐書 (Старая история [династии/эпохи] Тан). Т. 1–16. Пекин, 1975.
19. Цзяньмин Чжунго лиши диту цзи 簡明中國歷史地圖集 (Исторический атлас Китая с краткими пояснениями). Пекин, 1996.
20. Чжоу шу 周書 (Книга [об эпохе/династии Северной] Чжоу). Т. 1–3. Пекин, 1974.
21. Чжунго шисюэ минчжу тицзе 中國史學名著題解 (Справочные материалы к наиболее известным историографическим памятникам Китая). Пекин. 1984.
22. Чэнь шу 陳書 (Книга [об эпохе/династии] Чэнь). Т. 1–2. Пекин, 1972.
23. Шан Юэ 尚鉞. Чжунго лиши ганъяо 中國厤史綱要 (Очерк истории Китая). Пекин, 1954.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 107-112.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.