Синология.Ру

Тематический раздел


Жэнь ван цзин

仁王经, полное название «Жэнь ван ху го божэ боломидо цзин» — «Сутра праджняпарамиты человеколюбивого государя, защищающая страну». Буд. сутра в 2-х цз. из цикла праджняпарамиты (божэ боломидо), одна из трех гл. сутр махаяны (да шэн), входящая в разряд «защищающих государство» (ху го).
 
Санскр. оригинал сутры утрачен, не существует и ее тибет. пер., что послужило основанием для нек-рых исследователей считать, что «Жэнь ван цзин» была написана в Китае учениками Кумарадживы. Согласно др. т.зр., автором сутры мог быть Дхармаракша (Таньмолоча, по крайней мере, она была ему известна в 307–313). Имеются две версии кит. перевода сутры, выполненные буд. миссионерами и переводчиками Кумарадживой (в 402–403) и Амогхаваджрой.
 
В сутре запечатлены проповеди Будды Шакьямуни шестнадцати царям, в которых он говорит о том, что если они в управлении странами будут следовать Учению/Дхарме Будды (прежде всего поддерживать сангху – сэн), их гос-ва будут процветать, в противном же случае подвергнутся семи несчастьям. Для «защиты государства» следует привлекать силу будд и бодхисаттв (пуса). Принципом поддержания порядка в гос-ве объявляется почитание данной сутры, к-рая является воплощением и символом наивысшей мудрости — праджняпарамиты. Если в гос-ве возникают заговоры, смуты, процветает разбой, то следует организовать мероприятия по чтению и толкованию «Жэнь ван ху го божэ боломидо цзин». Подчеркивается универсальность спасительной силы сутры: читать и толковать ее предписывается и в том случае, когда в стране случаются стихийные бедствия.
 
В сутре содержатся рассказы о победе бога Шакры (Индры) над царем Мурдхаджа-раджей и обращении в «истинный буддизм» тысячи царей, в т.ч. завоевателя чужих земель Девалы благодаря почитанию сутры и помощи «ста монахов».
 
Неоднократное упоминание «ста монахов» (их приглашают читать и толковать сутру, наделяют не только пищей и одеждой, но и недвижимым имуществом — домами, хозяйством) — символ буд. общины — сангхи, в обеспечении порядка в стране играющей одну из ключевых ролей, обнаруживает еще сильнее, чем в «Сутре золотого света» (см. «Цзинь гуан мин цзин»), теократические тенденции.
 
В «Жэнь ван цзин» большое внимание уделяется описанию и классификации различных несчастий и бедствий, к-рыми наказываются монархи (и соответственно их подданные) за непочтительное отношение к данной сутре и сангхе.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 462.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.