Синология.Ру

Тематический раздел


Жэньшэнгуань

人生觀 жизнесозерцание, жизневосприятие, мировидение. Философское понятие, разработанное Чжан Цзюнь-маем на основе иррациональных теорий нем. философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Х. Дриша и франц. интуитивиста А. Бергсона. Гл. предмет споров в ходе дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг. XX в.
 
У Чжан Цзюнь-мая жэньшэнгуань — философская дефиниция отношения между «я» (внутр. миром человека) и «не-я» (внеш. стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков: система большой семьи — система малой семьи; патриархат — равенство между полами; обществ. собственность — частная; «духовная» цивилизация — «материалистичная»; консерватизм — реформаторство; сотрудничество — индивидуализм и разобщенность; альтруизм — эгоизм; оптимизм — пессимизм; теизм — атеизм (политеизм) или пантеизм — монотеизм.
 
Т.о., жэньшэнгуань в интерпретации Чжан Цзюнь-мая близко к понятию mentalité — как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, «всякий продукт человеч. духа», чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности. Жэньшэнгуань основано на интуиции, непосредств. постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. понятие жэньшэнгуань противополагалось «науке» (кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике: первое субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально; вторая объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна. В более широком филос. и социально-историч. плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства «духовной» культуры Востока (в частности, Китая) над «материалистичной» культурой Запада, а с другой — тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. («в качестве основы») и зап. («для практич. применения») систем ценностей.
 
Трактовка Чжан Цзюнь-мая оказала определенное воздействие на прочтение понятия жэньшэнгуань в последующий период, обусловив тонкие смысловые различия совр. кит. филос. терминов жэньшэнгуань (мировидение) и шицзегуань (мировоззрение): первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. миру человека, второй — взгляд индивидуума на свое место в мире.
 
Источники:
Чжан Цзюнь-май. Жэньшэнгуань (Жизнесозерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923; он же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзай-цзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке: Ответ Дин Цзай-цзюню) // Там же.
 
Литература:
Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая: традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987, № 4.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 265.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.