Синология.Ру

Тематический раздел


Жэнь Жэнь-фа

任仁發, Жэнь Цзы-мин 任子明, вар. Жэнь Юань-фа 任元發, Жэнь Ти-фа 任霆發, прозв. Мин-шань 明山 (Светлая гора). 1254, г. Цинлунчжэнь 清龍鎮 (пригород совр. г. Шанхай), — 1327. Один из крупнейших живописцев эпохи Юань (1271–1368).
 
Происходил из старого чиновничьего клана, получил хорошее образование и в возрасте 18 лет успешно выдержал провинциальные экзамены, получив ученую степень чжун-цзюй 中舉 («выдержавший провинциальный экзамен»). Эта степень открывала Жэнь Жэнь-фа доступ к карьере, но она не состоялась из-за монг. наступления (1271–1279) на империю Южная Сун (1127–1279). После воцарения в Китае монг. династии, несмотря на свое происхождение (нань-жэнь 南人, китаец-уроженец Юга), был принят на службу, получив назначение на пост чиновника, наблюдающего за реками (душуй цзянь 都水監). Нек-рое время провел в центр. регионах Китая, ведая ирригационными работами в басс. Хуанхэ. Затем был переведен на должность губернатора (фу-ши  副使) на юго-восток (совр. пров. Чжэцзян), где и остался жить.
 
Жэнь Жэнь-фа был самодеятельным художником, сочетавшим занятия живописью с исполнением служебных обязанностей. Он работал преимущественно в анималистическом и бытовом жанрах, относимых в традиционной кит. классификации к жанру жэнь-у (хуа) 人物 (畫) («[живопись/изображения] фигур»), считая себя наследником двух великих художников прошлого — Хань Ганя и Ли Гун-линя. Кроме того, Жэнь Жэнь-фа пробовал свои силы в жанре хуа-няо 華鳥(畫) («цветы и птицы»), пример чему — его картина «Цю шуй фу и ту» 秋水鳧鷖圖 («Дикие утки на осенней воде», 114,3x57,2 см, шелк, тушь, краски, Шанхайский худ. музей). Отличающаяся тщательностью изображений и общей декоративностью, она выполнена в стиле академич. живописи эпохи Северная Сун (960–1127).
 
Сюжеты картин Жэнь Жэнь-фа позволяют отметить особенность специфики жанровой классификации в традиционной кит. живописи. Хотя в рамках обоих жанров (хуа-няо и жэнь-у) присутствуют картины анималистического характера, к жэнь-у исходно относились изображения крупных диких и домашних животных (тигров, буйволов, лошадей и т.д.), в хуа-няо, кроме птиц, определенную роль играли также образы мелких зверьков. Уже в Х в. была предпринята попытка выделить собственно анималистический жанр чу-шоу 畜獸 («домашние животные и дикие звери»), но и позднее к картинам с фигурами крупных животных чаще применялся термин жэнь-у.
 
Любимым сюжетом Жэнь Жэнь-фа как художника-анималиста были лошади. Наиболее известные его произведения такого рода —свитки «Цзю ма ту» 九馬圖 («Девять лошадей», вар. «Конюхи с лошадьми», 55x76 см, шелк, тушь, краски, Музей Виктории и Альберта, г. Лондон), «Эр цзюнь ту» 二駿圖 («Два скакуна», 28,8x154 см, шелк, тушь, краски, Музей Гугун, г. Пекин) и изображающий статного вороного скакуна альбомный лист «Си ма» 繫馬 («Конь на привязи», вар. «Скакун», 26,3x25,1 см, бумага, тушь, краски, Музей азиатского искусства, г. Берлин).
 
На первом свитке представлена сцена кормления девяти лошадей, где люди и лошади показаны в различных ракурсах. С худ. точки зрения наиб. удачной считается левая часть композиции, интересная в колористическом плане и образующая отдельную сценку, в к-рой два конюха насыпают в ясли корм для трех стоящих по сторонам коней. Неожиданный контраст составляют ярко-красный цвет (окрашивающий деревянные лаковые столбы кормушки и платье одного из конюхов) с черным цветом и приглушенными серовато-белыми и коричневыми тонами остальных изображений.
 
Еще большей выразительностью обладает второй свиток, к-рый, вопреки его большому формату, изображает только двух лошадей: молодого, холеного красавца-скакуна и дряхлого, еле живого, с выпирающими ребрами коня, выполненных предельно реалистично и экспрессивно. Несмотря на отсутствие дополнительных деталей, смысл этой картины очевиден — она воспринимается в качестве аллегории быстротечности жизни и эфемерности любых деяний и достижений. Примечательно, что эта тема нашла развитие в тв-ве последующих художников, причем европейских, к-рые жили в Китае в 1-й пол. эпохи Цин (1644–1911) и работали при дворе, напр., у художника-миссионера Дж. Кастильоне (1715–1766).
 
Шедевром бытового жанра в исполнении Жэнь Жэнь-фа признан свиток «Чжан Го цзянь Мин-хуан ту» 張果見明皇圖 («Чжан Го на аудиенции у [императора] Мин-хуана», 41,5x107,3 см, шелк, тушь, краски, Музей Гугун, Пекин), созданный по мотивам легенд о знаменитом Чжан Го-лао 張果老  и воспроизводящий эпизод, когда этот бессмертный даос показывает своего волшебного коня Сюань-цзуну 玄宗 (712–756), императору дин. Тан (618–907). В свитке очевидно влияние танских мастеров жэнь-уЯнь Ли-бэня и Чжоу Фана, а также преломление традиции северо-сунского официального портрета. Образ Сюань-цзуна выделяется по размеру в сравнении с др. персонажами, как и на картинах Янь Ли-бэня, но фигура и лицо императора, сидящего на троне, даны в три четверти оборота, как это стало принятым в кит. станковой живописи в эпоху Северная Сун. Изображения придворных, образующих группы из четырех человек слева и еще двух персонажей справа от трона, выполнены в эскизной манере, напоминающей стиль Чжоу Фана; детали интерьера, за исключением трона, отсутствуют, что было также характерно для танской живописи.
 
Хотя обращение Жэнь Жэнь-фа к тв-ву предшественников и стилистич. эклектизм его картин находились в русле общих тенденций живописи эпохи Юань, его работы заметно выделяются на фоне худ. наследия периода монг. владычества в Китае, давая основания видеть в нем одного из наиб. самобытных мастеров в истории кит. изобразительного искусства.
 
Литература:
Виноградова Н.А. Искусство Китая. Альбом. М., 1988; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (История китайской живописи. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т. 4. Пекин, 1982; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Шанхай боугуань цзанпинь хуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Cahill J. Hills Beyond a River, Chinese Paintings of the Yuan Dynasty 1279–1368. N.Y., 1974; Lee Shekman E, Ho Wai-kam. Chinese Art Under the Mongols: The Yuan Dynasty (1279–1368). Cleveland, 1968; Lidderose L. Orchiden und Felsen. Chinesische Bilder im Museum fur Ostasiatische Kunst Berlin. B., 1998; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 587-588.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.