Синология.Ру

Тематический раздел


Жанр цы: эпоха Сун (X—XII вв.)

 
 
Частная жизнь, и притом ин­тимные любовные переживания, в Х в., когда ослаб авторитет конфуцианства, приобретала все большее значение для челове­ка и нашла отражение в поэтическом жанре цы, истоки которого лежат в народном песенном творчестве. Подтверждением слу­жат свыше 160 песен, обнаруженных в пещерах Дуньхуана. К фольклорным образцам обращались Бо Цзюй-и, Вэй Ин-у, Ду Му, Ли Шан-инь, у которых уже были отдельные стихи в жанре цы. Однако лишь в X в. цы обретают черты самостоятельного жанра: четкая система чередования ровного и модулирующих тонов, строки разной длины в зависимости от мелодии, на которую написано данное стихотворение-цы. Цы предназначались для пения. Через несколько столетий мелодии были утеряны, однако тексты и без музыкального сопровож­дения сохраняли художественную значимость. Первоначально считали, что к жанру цы можно обращаться лишь в часы досуга и развлечений, и серьезного значения ему не придавали, однако он постепенно расширял свои выразительные возможности и многие столетия вместе с жанром ши главенствовал в поэзии. Первый успех в этом жанре пришел к Вэнь Тин-юню (812?—866?), от которого сохранилось около 70 стихов. Он писал преимущественно о певичках, их красоте. Цы отличались нежностью, внешней кра­сивостью, в них много слов, обозначающих драгоценные предметы, создающие впечатление роскоши, богатства. Красота женщин не всегда описывалась прямо, часто — через изображение их одежд и окружающей обстановки. Стихи-цы Вэнь Тин-юня уже обладали оригинальными ритмикой и музыкальной основой. Поэты эпохи Пяти династий (У-дай, 907—960) почитали Вэнь Тин-юня своим учителем. Не случайно его 66 стихами открывается сборник «Хуа цзянь цзи» («Среди цветов»), составленный в 940 г. и содержащий около 500 цы 18 поэтов, большин­ство которых жили в государстве Шу (совр. пров. Сычуань). Другую группу авторов сборника связывают с Вэй Чжуаном (847?—910), который в отличие от Вэнь Тин-юня рассказывал о любви более простым и безыскусным языком. Он известен и как автор крупной лироэпической поэмы «Цинь фу инь» («Жалобы женщины [из земель] Цинь»), написанной по следам недавнего крестьянского восстания Хуан Чао. Правитель царства (государства) Южное Тан (Нань Тан, 937—975; совр. провинции Цзянсу и Чжэцзян) Ли Цзин (916—961) сам писал цы, но наибольший успех выпал на долю последнего правителя этого царства Ли Юя (937—978), который после завоевания Южного Тан армиями только что созданной империи Сун (960—1279) оказался в плену у победителей и создавал цы о былом, о горечи утрат.
 
При новом объединении страны под властью династии Сун в постоянно менявшихся по­литических, экономических и идеологических условиях 4000 поэтов создавали стихи ши и цы. Несколько десятилетий в начале Сун наибольшее влияние имело направление сикунь, получившее название по сборнику, состоявшему из цзинь ти ши 17 поэтов. Стихи писались в дар или на темы и рифмы стихов друзей, воспевали заслуги и добродетели, передавали радость праздничного общения. Возглавлявшие это направление Ян И (974-1021), Лю Юнь (971-1031), Цянь Вэй-янь (977-1034) ви­дели образец в манере Ли Шан-иня, но ценили только красоту формы. Тематическая узость и бедность содержания произведе­ний направления сикунь затем стала осуждаться, однако нельзя отрицать его положительную роль в развитии техники стиха.
 
Против изысков представителей сикунь, против лишенных со­циальной проблематики стихов выступили поэты, которым бы­ли дороги эстетические идеалы Ду Фу и Бо Цзюй-и. В стихах Ван Юй-чэна (953—1001) передана убежденность в обществен­ном предназначении поэтического творчества. Ему было свой­ственно обостренное чувство ответственности за положение дел в стране, поэтому рассказ о сиюминутных впечатлениях, рожденных окружающей обстановкой, естественным образом сменялся мыслями о государственных и нравственных пробле­мах. Поэтом всю жизнь владела тревога за судьбу народа, за безопасность китайских границ. Ван Юй-чэн отдавал пред­почтение жанру ши, стремясь писать простым языком. В его стиле уже проявилась присущая эпохе Сун особенность — сближение поэзии с прозой, проникновение в стихотворную речь прозаизмов.
 
Сохранилось около 300 стихов Мэй Яо-чэня (1002—1060), который не удовлетворялся эмоциональной реакцией на события и стремился извлечь из жизненного факта социальный и моральный урок. Стихи отображали гражданскую позицию автора и стремление к переменам в стране. Поэт часто делал лирическим героем земледельца, и стих становился исповедью человека из народа, потрясающей глуби­ной человеческих страданий. Возрастающая опасность со стороны внешних врагов заставляла поэта изучать военную науку и на примере древних битв и современных сражений говорить в стихах о мерах по усилению армии и укреп­лению границ. В мировосприятии Мэй Яо-чэня интеллектуальное начало играло важнейшую роль, отсюда его тяготение к рассудочности, к политическому объяснению фактов и явлений. Его излюбленной формой были пятисловные гу ти ши.
 
В период Сун в среде образованных конфуцианцев стало меняться отношение к ратному делу и зрело сознание необходимости лично браться за оружие. Су Шунь-цинь (1008—1048) первым из сунских поэтов весьма обстоятельно воплотил тему борьбы с иноземными захватчиками. Он вос­певал подвиги воинов, защищающих северные границы, и сам мечтал участвовать в сражениях, любил создавать крупные произведения о положении в армии и в деревне, часто писал поэтиче­ские послания друзьям, в которых эмоциональная открытость сочеталась с социальными и фило­софскими размышлениями. В большей мере, чем другие литераторы, Су Шунь-цинь был скло­нен описывать явления природы, поражающие воображение человека и устрашающие его. Не­редко он в духе конфуцианских представлений устанавливал прямую зависимость состояния природных сил от характера правления в стране, от господствующих в империи нравов.
 
При Сун жанр цы благодаря музыкальности, лиризму, доступности и красочности языка обретал все большую популярность, появились весьма плодовитые авторы. Более 120 стихов-цы при­надлежит Янь Шу (991—1055), который занимал высокие посты — вплоть до первого министра. Сознание своего благополучия, любовь к пирам и увеселениям определили радостную тональ­ность его стихов. Даже мысли о быстротечности жизни, о подступающей старости вызывали лишь легкую грусть. У него много поздравительных обращений, стихов-цы о встречах с друзья­ми, о женской красоте. Мимолетные впечатления, мгновенные эмоциональные отклики за­печатлевались в изящных строках. Янь Шу обогатил язык цы лексикой письменных памятников. Он был главой направления ваньюэ цы-пай — «изящных и нежных цы». После смерти Янь Шу семья утратила высокое положение и его сын Янь Цзи-дао (1030?—1106?) в стихи о встречах и разлуках привнес мотив печали.
 
Оуян Сю (1007—1072) выступил главой движения за преобразо­вания в литературе, первым стал много и плодотворно работать в обоих поэтических жанрах (ши и цы). Он осуждал направление сикунь за пренебрежение серьезным содержанием стиха и пола­гал, что сущность художественной мысли и способы ее словес­ного выражения должны определяться индивидуальностью автора, его нравственным обликом. Высокое мастерство Оуян Сю прежде всего проявилось в гу ти ши, особенно семисловных.
 
Стихи увлекали земными, реальными устремлениями, оптими­стическим взглядом на мир. Поэту довелось испытать преврат­ности чиновничьей службы, но он сумел сохранить душевную чистоту и благородство, непосредственность восприятия. Рас­крепощенностью, свободой от конфуцианской сдержанности поэт близок к Ли Бо. Прибегая к лексике публицистических и философских сочинений, Оуян Сю в своих стихах-ши обличал зло в государстве, размышлял о причинах обнищания деревни и неудач на границах. Для него земледелец был не только обездоленным, нуждающимся в жалости и поддержке, но и тру­довым человеком, знающим успех и радость. Стихи о природе написаны в разных ключах: в одних преобладают философское созерцание и раздумье, в других все подчинено передаче кра­соты пейзажа. Благодаря Оуян Сю стихи в жанре цы по богатству воплощенных тем и идей, по арсеналу художественных приемов приблизились к стихам-ши. Им составлено около 260 цы на 80 мелодий.
 
В них зачастую виден образ самого поэта с конкретной судьбой, со сложным духовным миром. Наряду с использованием лирико-любовной фольклорной традиции Оуян Сю усилил связь текста с другими пластами письменной культуры, что определило расширение тематических рамок жанра, обогащение языка, введение реминисценций. В Х — начале XI в. авторы цы писали их в форме сяолин, в ней было не более 58 иероглифов. Оуян Сю вместе с Лю Юном (1004—1054) положили начало чжундяо — стихам, насчитывающим от 59 до 90 слов, и чандяо — большим произведениям, содержащим свыше 90 иероглифов. Потерпев неудачу на чиновничьих экзаме­нах, Лю Юн сделался большим другом обитательниц увеселительных кварталов. Его цы славили любовь, не знающую сословных преград, свободное чувство, дарующее счастье. Даже в разлуке и на чужбине он не чувствует себя одиноким, ибо сердце бережет воспоминания и дорогой образ. Жизнь города впервые вошла в цы Лю Юна. Богатые торговые ряды и рынки, храмы и монастыри, парки и сады, праздничные шествия, толпы прохожих — вот реалии рисуемых им картин. Поэзия Лю Юна пользовалась огромной популярностью. «В любом селении поют его цы», — свидетельствовал литератор XII в.
 
К середине 60-х годов XI в. идеологом и руководителем реформаторов выступил крупный политический деятель Ван Ань-ши (1021—1086), чье литературное дарование признавалось даже его политическими противниками. Активная общественная позиция побуждала поэта привносить в стихи-ши философские и гражданские темы, социальную проблематику. Много созвучного своему творчеству он находил в поэзии Ду Фу и охотно прибегал к историческим темам, проводя аналогию с событиями своего времени. Потерпев поражение в политической деятельности, Ван Ань-ши десять лет прожил в отставке в своей усадьбе и создал множество лирических четверостиший. Он вводил в цы новые темы исторического и философского плана, обращался к буддийским идеям, лексике и терминологии, прибегал к формам чжундяо и чандяо. До нас дошло более 1300 стихов-ши и около 30 цы.
 
Много сделал для обогащения новыми темами и незабываемыми поэтическими образами в жанрах ши и цы Су Ши (1036—1101). Огромный талант, богатый жизненный опыт государ­ственного деятеля, глубокое знание родной культуры объясняют кажущуюся легкость, с ко­торой Су Ши писал стихи. Его наследие составляют около 4000 стихов-ши и более 300 цы. Приверженностью идеям древ­него конфуцианства объяснялись прямота и непреклонность в его стихах на социальные темы. Ему казалось, что предложен­ные Ван Ань-ши реформы не приносят пользы стране и спа­сение следует искать в иных решениях. Но он во многом не со­глашался и с противниками реформ, потому часто был гоним и служил в отдаленных краях, что открыло ему просторы и своеобразие родной земли. Конфуцианская мировоззрен­ческая основа сочеталась у него с даосским и буддийским отно­шением к изменчивости жизни, к многообразию природы. Су Ши верил в необходимость освободить человека от наносных взглядов и привычек, предоставить ему свободу для реализации природных начал, составляющих истинную сущность индиви­дуума. Мудрое и спокойное восприятие личных невзгод и пе­ремен в государстве, порожденное сознанием вечности миро­здания, окрашивало поэзию Су Ши в светлые, оптимистические тона. Богатая поэтическая фантазия подсказывала удивитель­ные детали и образы. Его пейзажи динамичны: он любил изображать смену времен года, перемены погоды. В жанре ши его талант в наибольшей мере проявился в люйши цзюэцзюй (четверостишия) и семисловных гу ти ши. Если раньше в цы преобладали любовные мотивы, то Су Ши запечатлел в своих стихах-цы раздумья о цели и смысле жизни, тоску по родным местам, общественные недостатки. Он первым стал в цы воссоздавать картины деревенской жизни, образы земледельцев, рыбаков, лодочников, ста­риков, женщин, детей. Поэт всегда стремился строить стих таким об­разом, чтобы он полно передавал авторский замысел. Потому в жанре цы он зачастую нарушал принятые законы стихосложения, давая пример смелости и самостоятельности. Он обогатил словоупотребление в жанре цы за счет языка сти- хов-ши и изящной прозы, выражений устной речи.
 
Из последователей Су Ши в цы наибольшего успеха добился Цинь Гуань (1049—1100). Со­хранилось около 90 цы, в которых главенствует тема любви и уважительно воспроизведены образы певичек. В изгнании у него рождались печальные и гневные строки. Он обладал даром улавливать и передавать характерные приметы лирической ситуации. Вышел из окружения Су Ши, но создал свое направление Хуан Тин-цзянь (1045—1105), чье наследие включает более 1500 стихов-ши и свыше 180 цы. По его убеждению, творческие успехи определяются прежде всего широтой книжных познаний, а путь нравственного совершенствования начинается с постижения конфуцианского канона. Искусство поэта он видел в умении использовать опыт предшественников; он предлагал два метода: излагать своими словами заимствованные поэти­ческие идеи или с помощью чужих образов и отдельных выражений передавать свои мысли и чувства. Хуан Тин-цзянь объявлял себя последователем Ду Фу, но в действительности учился у него лишь технике стиха. Его стихи написаны в сдержанной манере, он избегал общественных проблем и резких оценок, любил рассуждать о принципах чань-буддизма и неоконфуцианства. В последние два десятилетия жизни поэт дважды оказывался в изгнании, и стихи зазвучали пе­чально, стали более эмоциональными. Для стихов Хуан Тин-цзяня характерны неожиданная композиция, необычная грамматическая структура строки, разнообразие интонаций, насыщен­ность реминисценциями и скрытыми цитатами. Он любил экспериментировать над формой и языком, допускал просторечия и диалектизмы. Хуан Тин-цзянь был провозглашен крупней­шим мастером стиха и главой Цзянсийской поэтической школы (Цзянси ши-пай), которая придерживалась его эстетических установок и почти сто лет оказывала воздействие на лите­ратурную жизнь. Хань Цзюй (1086?—1135), который иногда над одним стихом работал несколько лет, искал выразительные слова у предшественников, ибо ему было близко утверждение Хуан Тин-цзяня: «Каждый иероглиф в стихах имеет свой источник». Обостренный интерес к форме наблюдался и у авторов цы, в которых главными темами вновь стали любовь и природа. Хэ Чжу (1052—1125) создавал стихи-цы, отличавшиеся красотой стиля, отточенной мелодикой, искусным использованием поэтических находок предшественников.
 
В 1127 г. чжурчжэни захватили земли вплоть до берегов Янцзы. Китайский двор бежал, на юге (регионы нижнего и среднего течения Янцзы) возникла династия Южная Сун (1127—1279). На завоеванных территориях чжурчжэни основали собственное го­сударство — Цзинь (1115—1234). Дыхание сурового времени ворвалось в китайскую поэзию, громко зазвучали патриотиче­ские мотивы, гражданский пафос. С болью и гневом писали в стихах (ши и цы) о событиях тех лет литераторы, государствен­ные деятели и военачальники: Ван Тин-гуй (1079—1171), Ли Ми-сюнь (1058—1153), Ли Ган (1085—1140) и др. Национальная трагедия изменила мировосприятие и творческую практику сторонников Цзянсийской поэтической школы. Люй Бэнь-чжун (1084—1138), Цзэн Цзи (1084—1166) обратились к патрио­тической тематике и к более свободной, индивидуальной манере стихосложения. Крупным поэтом первой половины XII в. был Чэнь Юй-и (1090—1138), который осознал, что у Ду Фу следует учиться не только приемам стихосложения, но также мужеству и любви к стране. В его простых и ясных стихах мы находим воспоминания о недавнем величии сунского государства, надежду на отвагу китайской армии, обличение трусости и предательства. Цао Сюнь (ум. 1174) первым поделился чувством боли и унижения, испытанным им во время посоль­ской миссии к завоевателям. Новые черты при Южной Сун приобрели стихи-цы. Чжан Юань-гань (1091—1170?) восхищался действиями патрио­тов, мечтал об освободительном походе на север. Когда одного сановника за требование казни предателя — первого министра Цинь Гуя — отправили в ссылку, Чжан Юань-гань написал смелое и откровенное стихотворение-цы, за что попал в тюрьму. На переломные годы в истории Сун пришлась жизнь поэтессы Ли Цин-чжао (1084—1151). Тонкое понимание красоты природы, радостное упоение жизнью, восприимчивость к прелести художественных и поэтических творений определили лирическое содержание и эмоциональный настрой ее ранних стихов. После бегства от иноземцев она передавала горе женщины, чья счастливая жизнь разрушена войной, оплакивала смерть мужа, повествовала о скитаниях на чужбине в поисках пристанища и поддержки. Горечь существования усиливалась думами о родном севере, где хозяйничали иноземцы. Ее стихам-цы присущи задушевность и искренность, изысканность, богатство интонаций. Кисти Ли Цин-чжао принадлежит теоретическая работа «Цы лунь» («Рассуждения о цы»), в которой подчеркиваются специфические законы жанра, даются самостоятельные оценки признанным авторам.
 
Подлинным выразителем дум и надежд соотечественников стал Лу Ю (1125—1210), оставивший почти 9300 стихов-ши и 130 цы. Он призывал отказаться от капитулянтской политики и начать решительную войну с чжурчжэнями. Им владело желание лично участвовать в борьбе с за­хватчиками, но не было возможности послужить отечеству. Поэзия Лу Ю показывала, какая пропасть лежит между императорским двором и героями, дорожившими независимостью роди­ны. Желая избавить Китай от поработителей, поэт оставался верен гуманистическим традициям родной культуры, не питал к чжурчжэням чувства национальной вражды, но осуждал захват и грабеж чужих земель. Стихи затрагивают много тем и проблем, воплощают сложную гамму психологических состояний, содержат размышления над конфуцианскими, даосскими и буд­дийскими принципами, однако многим читателям Лу Ю был дорог именно своими патрио­тическими чувствами. Он не уставал подчеркивать зависимость судьбы государства от положе­ния народа и возмущался непомерно высокими налогами. Мно­гие стихи славят родные края и труд на земле. Поэт уничтожил почти все стихи, написанные в молодости под влиянием Цзян­сийской поэтической школы, и в дальнейшем создавал произве­дения, которые правдиво и точно воплощали сложное душевное состояние человека бурной, противоречивой эпохи.
 
Фань Чэн-да (1126—1193) получил конфуцианское воспитание, но рано столкнулся с утратой близких и гибелью людей на вой­не; стремясь познать тайну жизни и смерти, свое место в потоке бытия, он обратился к чань-буддизму. Стихи свидетельствуют, что поэт любовался храмами, их внутренним убранством, рели­гиозной обрядностью. В поведении и психологии монахов он видел проявление высоких качеств, отличающих их от многих мирян, домогающихся власти и богатства. Идеи и практика чань-буддизма делали его уравновешенным, способным распо­лагать события и возникающие проблемы в координатах выс­ших нравственных идеалов, космического времени и про­странства. У него было предельно развито чувство реальности, но при этом он никогда не позволял себе отступать от своих политических и этических убеждений. Фань Чэн-да примыкал к сторонникам активных военных действий, но воздерживался от прямого обличения капитулянтов, видел личный долг в вы­полнении чиновничьих обязанностей, направленных на усиление мощи государства. Во время посольской миссии на север им написано 72 четверостишия, передавших его душевные муки при виде захва­ченных земель и плененных соотечественников. Природная наблюда­тельность поэта под воздействием чань-буддизма обострилась, ему уда­лось избавиться от суетности и незатуманенным взором увидеть красоту и глубинную сущность наблюдаемых явлений и предметов. Стихи Фань Чэн-да порой носят этнографический характер — описывают особенности труда, праздники, обряды и обычаи жителей разных районов. Стал знаменит в веках его цикл «Сы ши тянь юань цза син лю ши шоу» («Шестьдесят стихов о полях и садах, выражающих настроения, навеянные четырьмя временами года»).
 
Его современник Ян Вань-ли (1127—1206) написал более 4200 стихов, которые составляют девять сборников, и каждый из них связан с определенным этапом жизненного пути, состоящего из 30-летней службы и 15-летнего уединенного пребывания в отставке после разногласий с правительством. Долгое время поэт оставался поклонником Цзянсийской поэтической школы, но в 1162 г. сжег более тысячи стихов и принялся осваивать сначала лирический стиль чет­веростиший позднего Ван Ань-ши, а затем поэтов конца династии Тан. Это привело к выработке собственного стиля. Стихи на злободневные политические темы представлены небольшим чис­лом, большинство же запечатлело мгновенные озарения автора, когда ему в увиденном пейзаже, в сценах повседневной жизни открывалось что-нибудь необычное, поражающее воображение. Чань-буддийскую природу имеет склонность автора к неожиданному повороту темы, к шутке. Язык стихов простой, понятный, с нередкими вкраплениями оборотов устной речи.
 
Огромную известность приобрел мастер цы Синь Ци-цзи (1140—1207), страдавший при виде предательства интересов родины, пренебрежения талантами. Из созданного им сохранилось более 620 стихов-цы. В молодые годы он участвовал в боевых действиях отряда в районах, за­хваченных иноземцами. В воспоминаниях о войне он находил нравственную опору и мерило душевных качеств современников. Через все творчество проходит главная мысль: нельзя оставаться равнодушным, бездеятельным, когда жители севера пребывают в рабстве. Патрио­тические устремления наталкивались на стену непонимания, недоверия и вражды. По доносу он был изгнан со службы и почти 20 лет прожил в деревне, где писал о беге времени, о пред­назначении человека. В традиционную тему быстротечности жизни привносились горькие мысли о том, что смерть помешает принять участие в осво­бодительном походе. Он запечатлел живописные картины дере­венской природы, атмосферу бесхитростной сельской жизни, свою душевную расположенность к земледельцам. Его поэзия вселяла мужество, обостряла у соотечественников чувство национального достоинства.
 
Упрочение власти Южной Сун и долгий мир с чжурчжэнями породили у элиты общества настроения благодушия и беззабот­ности, усилили тягу к пирам и увеселениям. Отчасти поэтому в поэзии цы вновь выросло направление, ориентирующееся на красоту и утонченность стиля, на благозвучие стиха. Опреде­ляющим стало творчество Цзян Куя (1155?—1230?), который су­щественно обогатил ритмику и мелодику цы, искусно исполь­зовал различные художественные приемы (сохранилось более 80 цы). Стихов, подобных знаменитому описанию разоренного войной города Янчжоу, у него мало, большинство посвящено любви и путевым впечатлениям. Важное место занимает тема воспевания предметов. Его цы гармоничны, нежны, привлекают своей образностью и мелодичностью. На один уровень с Цзян Куем ставился Чжан Янь (1248—1320?), изложивший в сочине­нии «Цы юань» («Источник цы») свои теоретические взгляды на этот жанр. Сохранилось почти 300 созданных им цы, в которых техника владения стилистическими приемами доведена до совершенства, а язык чист и изыскан. В конце XII в. решительными противниками Цзянсийской поэтической школы были «Четверо божественных из Юнцзя» (Юнцзя сылин), самым известным из которых был Сюй Цзи жанр саньцюй (1162—1214). Они отвергали традиционные штампы в поисках наилучшей формы, отдавали предпочтение пятисловным люйши. Эта группа дала им­пульс к появлению «поэзии рек и озер» (цзянху-пай) — направления, полу­чившего наименование по названию сборника «Цзянху цзи», содержавшего стихи 62 авторов в жанре ши. При неодинаковой одаренности и различиях творческого почерка поэтов объединя­ли сходная судьба и отрицание эстетики Цзянсийской школы. Разочаровавшись в государ­ственной службе, они скитались по стране, пытались обрести духовную поддержку в идеях Чжуан-цзы, чань-буддизма и неоконфуцианства, а природа была для них утешительницей и ипостасью непостижимых божественных начал. Наиболее заметными авторами были Лю Кэ-чжуан (1187—1269), Дай Фу-гу (1167—?) и Фан Юэ (1199—1262), которые дополняли обществен­но-политической проблематикой лирико-философские темы в жанрах ши и даже в цы. Обрел широкую известность постановкой серьезных проблем поэтического творчества трактат Янь Юя «Цанлан шихуа» («Рассуждения Цанлана о стихах»). Интерес представляли стихи философов-неоконфуцианцев Чжу Си (1130—1200), Е Ши (1150—1223), выражающие новое пони­мание космоса, земного бытия и роли человеческой личности.
 
В 1279 г. империя Южная Сун была разгромлена монголами. Потерю независимости опла­кивали многие поэты. В трех сборниках сохранились написанные после 1276 г. стихи зна­менитого сановника Вэнь Тянь-сяна (1236—1282). Оказавшись в плену, он отверг предложение пойти на службу к монголам. Перед казнью им была написана скорбная и мужественная «Чжэн ци гэ» («Песнь моему прямому духу»). В чжурчжэньской империи Цзинь сохранялось уважи­тельное отношение к стихам на китайском языке. Большая часть стихов в жанре цы государства Цзинь утеряна, а стихи-ши сохранились в сборнике «Чжунчжоу цзи», составленном самым крупным поэтом Севера Юань Хао-вэнем (1190—1257), преуспевшим в семисловных гу ти ши и люйши. Цикл из 30 четверостиший «Лунь ши» («Рассуждения о стихах») показывает, что он отвергал стили сикунь и Цзянсийской поэтической школы и ценил творческие принципы Ду Фу, Оуян Сю, Мэй Яо-чэня. В жанре цы он, следуя Су Ши, добился широкого признания. Сознавая двусмысленность своего положения, он все же занял пост у чжурчжэней, полагая, что сможет облегчить участь соотечественников и приблизить время, когда «варвары», как это было при Южных и Северных династиях, усвоят китайские ценности и произойдет воссоединение стра­ны. Монголам он служить отказался и более 20 лет прожил в уединении, выражая в стихах свои трагические переживания.
 
Библ. см.:  Классическая поэзия: новые веяния.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 58-65.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.