Тематический раздел
|
При монгольской династии Юань (1271—1368) в жанровой структуре литературы произошли серьезные изменения и поэзия уступила ведущую роль драме, однако традиционная престижность поэзии и творческая потребность образованных людей способствовали появлению немалого числа произведений. По приблизительным подсчетам, сохранилось более 2600 имен авторов стихов. В значительной мере жанр цы в ту эпоху был сменен новым песенным жанром саньцюй (о драматической поэзии цзюйцюй см. в ст.: Классическая драматургия), в котором более 75 мелодий было взято от сунских цы. В отличие от цы в саньцюй было можно вставлять дополнительные слова, которые не подпадали под действие ритмических нормативов и зачастую были взяты из разговорной лексики. В саньцюй допускались рифмы и под ровными и под модулирующими тонами, использовалась измененная система рифм, учитывающая звучание устной речи того времени. В саньцюй не соблюдались характерные для ши и цы законы экономии грамматических средств, а широкое использование различных вспомогательных частей речи сделало текст более выразительным и естественным. Саньцюй разделялись на сяолин (отдельные стихи на одну мелодию) и таошу — циклы, написанные на две мелодии и более. До второго десятилетия XIV в. искусство саньцюй расцветало в столице (г. Даду, на месте совр. Пекина) и других северных городах. Авторами были известные драматурги Гуань Хань-цин, Бо Пу и др.; активнее всех в жанре саньцюй работал Ма Чжи-юань, до нас дошло около 140 его произведений. Цяо Цзи (ум. 1345) оставил 209 сяолин и 11 таошу, мелодичных, со смелым и неожиданным словоупотреблением. Время сохранило 855 сяолин и 9 таошу Чжан Кэ-цзю (1279?—1348?), чьи строки о любви и пейзажные картины выразительны и свежи. Саньцюй отвечали вкусам и мировосприятию городского населения, их авторы в какой-то степени использовали простонародный язык, насмешливо относились ко многим старым ценностям и историческим авторитетам, отстаивали право людей на свободу чувств. Наблюдались две тенденции: одни авторы были ближе к языку и жизненным представлениям широких слоев городского населения, другие тяготели к традиционной культуре, к тематике и стилю цы. Чжан Ян-хао (1270—1329) после отставки писал, что народ страдает при любой династии, смеялся над чиновниками, воспевал отшельничество.
В XIV в. центр творческой жизни переместился в южные города. Поэты начала Юань, пережившие вторжение монгольских войск и падение династии Южная Сун, в стихах-ши правдиво писали о тех событиях, о гибели многих соотечественников, о разорении селений. Лю Инь (1249—1293) запечатлел боль и отчаяние китайцев, над чьей землей воцарилась власть иноземцев, размышлял о причинах развала Сунской империи. Ему по душе были люди высокого долга, мужества и самоотверженности, он возвеличивал героев, преданных родине. И в стихах-ши, и в цы он запечатлел свой твердый и смелый характер. Будучи известным неоконфуцианским философом, он и в стихах обращался к серьезным проблемам бытия, размышления над которыми в трагическую эпоху давали ему должный масштаб при оценке политических и военных событий. С самого утверждения новой династии перед поэтами встал трудный вопрос об отношении к чужой власти. Тот или иной ответ определял образ жизни поэта, существенные стороны его творчества. Лю Инь после непродолжительной службы уединился в своей усадьбе. Многие поэты также вели частную жизнь, в духовной сфере и стихотворных занятиях обретали внутреннюю силу. Смелость мысли и независимость суждений проявлял Дэн Му (1247—1306), называвший себя «человеком вне трех учений». В немногих сохранившихся стихах проявляется мировоззрение автора, который отвергал неоконфуцианство, буддизм и даосизм и ратовал за необходимость дать человеку жить по естественным законам, без насилия над ним со стороны императора и чиновничества. Смятение чувств, горечь утраты традиционных социальных ориентиров, попытки найти утешение в вине, в бытовых радостях, дерзкое свободолюбие запечатлены в стихах Чоу Юаня (1247—1326). Наибольшее признание получили его семисловные люйши. Во многих стихах Дай Бао-юаня (1244—1310) показаны бедствия, принесенные войной китайскому населению, тяжелые налоги, собираемые новыми властями. Часть литераторов пошла на службу династии Юань, но многих из них внешние успехи не могли избавить от тягостных душевных противоречий, от сознания бессилия изменить свою судьбу, от раскаяния и сомнений в жизненном выборе. Подобные настроения характерны для поэта и художника Чжао Мэн-фу (1254—1322): происходя из сунского императорского рода, он принял приглашение монгольских властей поступить к ним на службу и, приехав в столицу, сделал успешную официальную карьеру и одновременно стал одним из духовных лидеров столичных интеллектуально-творческих кругов.
В жизнь находившейся на севере столицы Юань он привнес культурный опыт южносунского государства, изысканность чувств и тонкость мысли, знание поэтической традиции. Его духовное и поэтическое влияние было жанр саньцюй велико; особой известностью пользовались пятисловные гу ти ши, в которых он добивался впечатляющего психологизма и выразительности. Но в силу жизненных обстоятельств ему приходилось прибегать к намекам и реминисценциям. Наступившее с начала XIV в. упрочение монгольской власти и стабилизация в обществе определили характер творчества «четырех великих поэтов династии Юань»: Юй Цзи (1272-1348), Ян Цзая (1271-1323), Фань Го (1272-1330) и Цзе Си-сы (1274-1344). Они несколько отличались друг от друга по стилевой манере, но все пришли к пониманию важности в изменившихся условиях традиционных конфуцианских идей для общества и для литературной деятельности. Роднило их серьезное внимание к технике стихосложения, законам композиции, ритмическому рисунку, к изобразительным и выразительным возможностям языка. Все четверо обладали обширными знаниями и занимали посты в императорской академии Ханьлинь. Большинство их произведений посвящено праздникам, пиршествам, дружескому общению. В таких стихах наряду с пейзажными элементами и деталями обстановки немало привычных для произведений подобной тематики слов и образов. Но авторы не закрывали глаза и на народные беды; в этом отношении выделяется Цзе Си-сы, который рассказывал в своих стихах о несчастьях отдельных людей из народа. Природа, нравы и обычаи разных районов страны, где Ян Цзаю, Юй Цзи и Фань Го довелось побывать, составили содержание их стихов. В поэзии Юй Цзи чувствуется недовольство тем, что даже по отношению к образованным людям монгольские власти высокомерны, что права китайцев урезаны. Примером успешного овладения представителями соседних народов культурой Китая может служить жизненный и творческий путь монгола (или тюрка) Садула ( Са Ду-ла, 1300?—1355?), который был членом академии Ханьлинь, писал талантливые стихи-ши, приобрел известность благодаря цы, в которых воспевал двор. Он совершал много поездок, и его пейзажным стихам присущ местный колорит. Интересны его описания особенностей уклада и обычаев неханьских народностей. Чувство причастности к китайской поэтической традиции вдохновляло поэта на подражание лучшим образцам, но в его поэзии проявляются и черты индивидуальности, сильное лирическое начало. В последние десятилетия династии Юань, которые характеризовались ростом городской культуры и экономического значения юго-восточных районов, в духовной жизни усилилась тенденция к признанию идеи самостоятельности отдельного человека, его свободы в мыслях и поведении. Это способствовало ослаблению в стихах конфуцианского влияния, их насыщению эмоциональным содержанием. Один из самых оригинальных и значительных авторов того периода Ян Вэй-чжэнь (12961370) слыл «дьяволом в литературе», который «разрушил веру в принципы „гуманности“ и „долга“», очернил «путь древних совершенномудрых». Нападки ортодоксов не уменьшили для многих современников притягательности его мировоззренческих и эстетических представлений. Его поэзия под воздействием идей Чжуан-цзы и чань-буддизма проникнута чувством счастливого приятия мира природы, наивной мечтой в возможность жить без войн и власти государства, верой в равенство людей перед вечностью и бегом времени. Не конфуцианский взгляд на социальную роль земледельцев, а убежденность в самоценности их человеческой сущности побуждали Ян Вэй-чжэня писать о простых людях и с их позиций воспринимать события. Чаще всего он обращался к форме древних юэфу, среди танских авторов отдавал предпочтение Ли Шан-иню и порой писал красивые и туманные стихи. Высоко ценились его семисловные четверостишия цикла «Чжу чжи» («Бамбуковые ветви»), близкие к народным песням. В творчестве Ян Вэй-чжэня, как и во всей поэзии XIV в., уже сказывались приметы духовных перемен, происходивших в условиях расцвета драматургии и простонародной прозы; авторы стали обращаться к нетрадиционному жизненному материалу, высказывать непривычные суждения. Конфуцианская образованность не помешала, например, Гу Ину (1310—1369) стать богатым купцом и, вопреки традиционному пренебрежительному отношению к торговле, говорить в стихах о важности и трудности этого занятия. Интересным художником и поэтом был Ни Цзань (1301—1374), который никогда не служил. В возрасте 50 лет он раздал свое состояние родственникам и соседям и стал вести образ жизни отшельника, странствуя на лодке по рекам и озерам Юга. Иногда он останавливался у друзей и в монастырях, расплачиваясь за гостеприимство живописными и поэтическими произведениями. От его пейзажной лирики веет душевной чистотой, жизнелюбием, в ней виден тонкий вкус. Наибольшего успеха добился Ван Мянь (1300?—1359), прозванный «безумным мужем» за презрение к карьере и благополучию, за независимость и своеволие. Описывая красоту природы, свои занятия в поле и рыбную ловлю, которые давали ему пропитание, он мечтал об улучшении нравов и порядков и сокрушался, видя, как на население возлагаются все более тяжелые налоги и повинности, как люди гибнут и нищают во время стихийных бедствий. В юэфу он брал пример с Бо Цзюй-и и обращался к социальным темам. Обличение себялюбия, бездумности и роскоши правителей звучит в гу ти ши, люйши и четверостишиях, написанных в простой и ясной манере. Ван Мянь был также знаменитым художником, и присущая ему зоркость взгляда определила точность в выборе деталей пейзажа и живописность стихов. Гибель династии Юань под ударами крестьянского восстания и утверждение национальной династии Мин (1368—1644) у большинства поэтов вызвали радость, но одни без колебаний одобрили действия новых властей, в частности направленные на возрождение авторитета конфуцианства, другими же владели сложные, противоречивые чувства. К последним относится наиболее значительный поэт того времени Гао Ци (1336—1374), который в молодости мечтал о службе, но вскоре убедился в бесплодности своих устремлений при монголах изменить жизнь соотечественников и удалился на долгие годы в деревню. Традиционные для отшельничества даосские и чань-буддийские ценности не отвечали исканиям Гао Ци. Опорой ему стало осознание своей причастности к стихотворчеству, которым следует заниматься бескорыстно, ради него самого. Знаменитая «Цин цю цзы гэ» («Песня о муже с Зеленого холма») преисполнена высоких дум о гармонии в мире. Гао Ци видел свое призвание в сотворчестве с природой, ему хотелось поэтическим словом создавать новую красоту, которая превосходила бы увиденное во внешнем мире. Даже в уединении он оставался связан с жизнью общества, и разлад с ним определял его лирическое самоощущение и напряженность в поэзии. Образование династии Мин он приветствовал, но затем разочаровался в политике и экономических мерах новых властей. Порицание столичных верхов выражено в стихотворении «Портрет дворцовой красавицы», которое, по слухам, серьезно обидело императора и привело к расправе с автором. Гао Ци оставил службу, но минские правители враждебно относились к уходу ученых мужей в частную жизнь, видя в этом проявление независимости и гордыни. Поэт был вовлечен в судебное разбирательство и приговорен к страшной казни — ему сломали позвоночник.
Постепенно в поэзии главенствующими стали стихи формы тайгэ ти, которые отвечали вкусам преуспевающего и богатого чиновничества в годы упрочения императорской власти и утвердившихся в обществе неоконфуцианских представлений о не разрывной связи письменного слова с социально-этическим учением. Главные мастера этой формы Ян Ши-ци, Ян Жун и Ян Пу занимали высокие посты и стихами услаждали двор и свое окружение, выражали верноподданнические чувства и свое довольство жизнью. Но некоторым авторам тайгэ ти удавалось сказать и о своих переживаниях (Сюй Ю-чжэнь, Ван Ао). Ли Дун-ян (1447-1516), много размышлявший над приемами стихосложения и призывавший учиться мастерству у Ду Фу, также в известной мере сохранял лирическую выразительность стиха. Библ. см.: Классическая поэзия: новые веяния. Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 65-69.
Автор: Серебряков Е.А.
|
|