Синология.Ру

Тематический раздел


Дэн Му

鄧牧 Дэн Му-синь. 1247, Цяньтан (совр. Ханчжоу пров. Чжэц-зян), — 1306. Кит. философ, независимый социальный мыслитель, критик совр. ему об-ва и гос-ва. По образованию конфуцианец (см. Конфуцианство), во многом склонялся к даосизму (пессимист. стоицизм, утопич. идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл «человеком вне трех учений», т. е. конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис совр. ему эпохи, вызвавший крушение династии Сун (960-1279) и воцарение иноземцев — монгольской династии Юань (1271-1368), Дэн Му реагировал двояко: с одной стороны, даос.-буд. отрешенностью от обществ. и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой — по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности. Гл. филос. произведение Дэн Му «Бо Я цинь» («Цитра [древнего виртуоза] Бо Я») — небольшой сборник (один цзюань — «свиток»), состоящий из 31 прозаических эссе и 13 стихотворений, в жанре «несвоевременных размышлений», или «книги ни для кого». Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даос. пантеона — «Верховного владыку, Нефритового государя» (Юй-хуан Шан-ди), Дэн Му утверждал «предустановленную исчисленность» (дин шу) жизненных событий. Однако «всепроницающий человек» (да жэнь) способен преодолеть этот трагич. фатализм, «следуя [своему] сердцу, а не обстоятельствам» (ю синь бу ю цзин). Пессимист. стоицизм Дэн Му был реакцией на гибельное положение страны, причину к-рого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом гос. управления в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н. э.). Ему Дэн Му противопоставлял окрашенный в даос. тона утопич. идеал об-ва «века предельной благодати/добродетели» (дэ [1]), характеризующегося аскетич. умеренностью потребления, взаимной близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь — такой же человек, как все, и власть ему дается «гуманным» (жэнь [2]) Небом (тянь [1]) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально «упорядочивать» (ли [1]) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Дэн Му, «упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность».

Взгляды и личный пример Дэн Му оказали воздействие на воззрения нек-рых представителей критич. направления в конфуцианстве XVI-XVII вв., напр. Ли Чжи.

Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 20; Мартынов A.C. Конфуцианская утопия в древности и средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987; Fu Lo-shu. Teng Mu, a Forgotten Chinese Philosopher // T’P. 1965. Vol. 52, livr. 1–3.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 258-259.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.