Синология.Ру

Тематический раздел


Дунфан Шо

東方朔, Дунфан ШоДунфан Шов китайской народной мифологии даосский святой и бог, покровитель золотых и серебряных дел мастеров. В основе образа Дунфан Шо реальный сановник Дунфан Шо императора Хань У-ди, живший во II–I вв. до н.э. и прославившийся как истолкователь чудес. Согласно даос. житиям, мать Дунфан Шо умерла на третий день после его рождения, а отец бросил его на дороге. Младенца на рассвете подобрала соседка (отсюда его фамилия Дунфан – «Восток»). Дунфан Шо уже в детстве творил чудеса: побывал в столице мрака (Юду), мчался верхом на тигре, повесил на дерево полоску материи, к-рая превратилась в дракона, встречался с Си-ван-му (Владычица запада) и т.п. Затем Дунфан Шо стал сановником У-ди, к-рый беседовал с ним о достижении бессмертия и различных знамениях. Дунфан Шо не раз дарил государю чудесные диковины: звучащее дерево о десяти ветвях, волшебного скакуна, к-рый некогда возил колесницу Си-ван-му, разноцветную росу (по даос. представлениям, роса — напиток бессмертных) и т.п. Однажды с неба спустился Цин-лун (Зеленый дракон), хранитель востока, Дунфан Шо сел на него и поднялся на небеса. Тогда государь понял, что Дунфан Шо — сошедшее на землю божество звезды Цзинь-син (Золотая звезда/Венера), по другим версиям планета Суй-син (Юпитер). В средние века мастера, изготовлявшие изделия из золота и серебра, почитали Дунфан Шо как своего божественного патрона. Существует легенда о том, что Дунфан Шо похитил у Си-ван-му волшебный персик, дарующий бессмертие, и за это был изгнан на какое-то время с небес на землю.
 
Источники:
Го Сянь. Жизнеописание Дунфан Шо // Классическая проза Дальнего Востока. М., 1975, с. 43–48.
 
Литература:
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 725–729.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Источники:
Пурпурная яшма. Китайская повествовательная проза I – VI веков. М., 1980, с. 262 – 263; Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т. I. М., 1991, с. 102; Псевдо-Бань Гу. Старинные истории о ханьском У-ди, государя Воинственного; Неофициальное жизнеописание ханьского У-ди, государя Воинственного / Пер. К.И.Голыгиной // Бамбуковые страницы. Антология древнекит. литературы / Сост. Л.С.Лисевича. М., 1994, с. 307 – 347, 406 – 407; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. 1, 2. М., 2001, указ.
 
Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 2001, с. 41.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 451-452.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.