Синология.Ру

Тематический раздел


Ди Ку

帝嚳 (ди —  «божество», «владыка», «государь», для позднего времени — «император»; Ку — имя собственное) –  герой древнекитайской мифологии. Предполагают (Ван Го-вэй), что Ди Ку — идентичен Ди-цзюню, его сближают с Шунем и Куем (Го Мо-жо). По преданию, Ди Ку родился чудесным образом и сам сказал, что его зовут Цзюнь (отсюда и возможная контаминация с Ди-цзюнем, несмотря на нек-рое отличие в написании имен). Он представлялся существом с птичьей головой (шан-иньцы и восточнокит. племена почитали своим тотемом птицу) и туловищем обезьяны. Он считался правнуком мифического государя Хуан-ди. Прозвище его было Гао-синь. Источники, например «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н.э.), рисуют его идеальным, справедливым правителем, к-рый «брал богатства у земли и бережно использовал их, ласково наставлял народ и учил его получать выгоду, исчислял движение солнца и луны, встречая и провожая их; распознавал духов и с почтением служил им. Действия его были всегда своевременными, а одежда — как у простого чиновника». В раннесредневековых источниках Ди Ку рисуется со щитом на голове и со сросшимися зубами, имевшимися у него от рождения как знак необычного героя. Считается, что он в 15 лет начал помогать в управлении своему дяде (вариант: брату) Чжуань-сюю, а в 30 взошел на престол и правил 70 (или 75 лет), умер в 100-летнем возрасте. Существует много преданий о женах Ди Ку. Одна из них не касалась ногами земли. Ей часто снилось, что она глотает солнце, и после этого у нее рождался сын. Она родила Ди Ку восемь сыновей. В древних исторических памятниках, где Ди Ку представлен как реальный государь, у него четыре жены: Цзян-юань/Цзян Юань, Цзянь-ди, Цин-ду и Чан-и.
 
Существует еще широко известное предание о двух сыновьях Ди Ку — Э-бо 阏伯 (Антарес) и Ши-чэне 实沈 (созв. Шэнь, соотв. Ориону), которые постоянно спорили, не желая ни в чем уступать друг другу. В конце концов Ди Ку послал первого из них управлять звездой/созвездием Чэнь (Антарес или Да-хо 大火: созв. Ди, Фан, Си, соотв. Весам и Скорпиону), а второго звездой/созвездием Шэнь . Звезды эти никогда одновременно не светили на небе. Известен ханьский рельеф с изображением Ди Ку в одеянии государя из предмогильного святилища У Ляна (Улянцы, сер. II в. н.э.).
 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001, с. 135–136; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с.36; Сыма Цянь. Исторические записки. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Люйши чунь цю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 101,115; LeggeJ. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. V, pt II, p. 573, 580.
 
Литература:
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 22 – 24; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 295 – 296.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 444.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.