Синология.Ру

Тематический раздел


Гу, цзинь, сюэ, жоу

骨筋血肉 («костяк, жилы, мышцы, кровь») — термины, отражающие анатомию каллиграфич. пластики.
 
Традиц. эстетика наделяет каллигр. пластику всеми свойствами реальной живой плоти, и в этом сказывается организмическое единство, присущее кит. космологии в целом. Человеческое тело, цельное в своем строении и одновременно многоэлементное, было прообразом структуры пластических форм каллиграфии. Кит. медики подходили к организму как к системе энергетич. циркуляций, имеющих две полярности инь-ян. Аналогичным образом поступали и каллиграфы, различавшие полярности инь-ян применительно к таким «анатомическим» элементам строения каллиграфич. пластики, как «костяк» (гу/ци), «жилы» (цзинь), «кровь» (сюэ) и «мышцы» (жоу).
 
Элементы полярности ян отвечают за тонус пластики точек и черт и их энергетич. опустошение. «Костяк» гу как структурный остов, обеспечивающий крепость и силу пластических форм, является главенствующим элементом каллиграфич. форм. «Костяк» должен обладать силой-ли, он создается за счет правильного обхвата кисти пальцами. Излишне медленное ведение кисти разрушает его. «Жилы» цзинь — это натяжение пластических форм, подобно тетиве лука соединяющее элементы костной структуры тонусом внутр. связей. «Жилы», к-рые должны быть крепкими, создаются за счет правильной работы подвешенного запястья. Излишняя медлительность кисти приводит к отсутствию «жил».
 
Элементы полярности инь обеспечивают расслабление пластики точек и черт и их энергетич. наполнение. «Мышцы» жоу, понимаемые как телесная масса пластических форм должны быть тучными, без лишнего жира, но не сухими. При недостаточном нажиме кисти возникает дефект «журавлиная голень». «Кровь» сюэ — это циркуляция внутри пластических форм, осуществляемая по системе кровеносных сосудов (мо-ло 脈络). Кровь не должна растекаться из-за сильного нажима кисти, иначе выходит дефект «тушевая свинья» (мо чжу 墨猪).
 
Каждый термин выражает определенное пластическое свойство, к-рое создается спец. приемами из арсенала техники кисти и туши. Все четыре анатомич. компонента каллиграфич. пластики созидают «пружину жизни» (шэн-цзи 生機), сообщая каллиграфич. образу жизненность (шэн-мин 生命). Гл. критерием при оценке каллиграфич. пластики является степень ее жизненной силы. По эстетич. нормам типографские шрифты являются «мертвыми», т.к. они не имеют анатомич. строения. «Костяк, жилы, кровь и мышцы» рождаются только движением кисти, через к-рую каллиграф вдыхает жизнь в каллиграфич. формы.
 
Принцип анатомичности является основополагающим для каллиграфич. эстетики и был заявлен в самых первых трактатах как безусловная данность каллиграфич. практики. В знаменитом трактате «Би чжэнь ту» 笔阵图 («Боевое построение кисти»), к-рый в наст. время датируется временем правления дин. Цзинь (265–420), сказано: «Опуская кисть, [ставят] точки и [прописывают] тушью черты, избегая [дефектов] волнообразных прогибов и искривлений. [При этом] необходимо передать [кисти] силу-ли всего тела… При хорошем [наполнении] кисти силой-ли [образуется] обильный костяк-гу. При недостатке силы-ли [получается] обилие мышц-жоу. При обилии костей и недостатке мышц каллиграфию называют жилистой (цзинь). [Когда] много мышц и мало костей, каллиграфию называют „тушевой свиньей“ (мо чжу). Много силы-ли и крепкие жилы [есть] чудо, отсутствие силы-ли и жил [есть] болезнь (бин)». Легендарная фраза правителя династии Лян У-ди (прав. 557–560; см. также Сяо Янь) гласит: «Только костяк — нет привлекательности; только мышцы — нет силы». Каллиграфическая пластика гармонична, когда она подобна хорошо сложенному человеку. Этой максимой из поколения в поколение всегда руководствовались кит. знатоки и критики.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Соколов-Ремизов С.Н. Литература – каллиграфия – живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985; Ван Дун-лин. Шуфа ишу (Искусство каллиграфии). Ханчжоу, 1986; Яо Гань-мин. Хань цзы юй шуфа вэньхуа (Китайская иероглифика и культура каллиграфии). Ханьнин, 1996; Gao Jianping. The Expressive act in Chinese Art / From Calligraphy to Painting. Uppsala, 1996.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 556-557.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.