Синология.Ру

Тематический раздел


Гун 1

«обобщение, совмещение, обобществление, генерализация». Термин кит. философии и логики; этимологически восходит к изображению све­денных вместе рук. Гун [1] означает обобщение не посредством абстраги­рования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта («общего имени» — гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так, Полярная звезда объединяет (гун [1]) остальные звезды («Лунь юй»), а ступица — спицы в колесе («Дао дэ цзин»). Репрезентант, к-рому приписываются свойства всех др. элементов множества, обознача­ется иероглифом гун [2] — синонимом и омонимом гун [1], совмещающим значения «обществ., публичный, альтруистич.» и «правительств., высший, главный». Термин гун [2] играл важную роль в утопич. концепциях: в си­стеме «колодезных полей» (цзин тянь) обозначал общее поле, располо­женное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну; в рамках концепции «Великого единения» (Да тун) гун [2] трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии. В «Чжуан-цзы» вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях «центра/предела» (цзи [2]; см. Тай цзи) и «предельно большого» числа 10 000 (тьмы - вань), приписывается дао.

Логико-гносеологич. истолкование гун [1] как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посред­ством разных имен, содержит трактат «Сюнь-цзы», где максимально общее «большое объединяющее имя» (да гун мин, соответствующее «большому имени» — да мин в «Мо-цзы») «вещь» (у [3]) не является ни универсалией в европ. смысле, т. е. предельно всеохватывающим понятием, т. к. не распро­страняется на небо, землю и дао, ни абстрагированием «вещности».

В совр. кит. яз. иероглиф гун [1] используется, в частности, для пере­дачи понятий «коммунизм» (гунчаньчжуи), «республика» (гунхэго).

Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 79–80; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической фило­софии. М., 1994. С. 178–209; Крушинский A.A. Обобщение как сокраще­ние // XXXII НК ОГК. М., 2002. С. 174–179.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 209.



Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.