Синология.Ру

Тематический раздел


Гуй 1

, в древнекитайской мифологии душа (дух) умершего. С распространением буддизма гуй стало общим названием демонов и обитателей ада. Различные гуй входили в даос. пантеон (см. Даосизм). Согласно поздним нар. представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и др. зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их. Различались гуй утопленника (шуй-цинь гуй), повесившегося (дяо-цзин гуй), съеденного тигром, к-рый ходит вместе с тигром, пока тот не съест др. человека (лао-ху гуй); с бамбуковым шестом, на реке заманивающий людей в лодку (чжу-гань гуй); огненный (хо гуй); волосатый (мао гуй), поджидающий свою жертву (чаще всего детей) на перекрестке; голодный, насылающий болезни, чтобы есть еду за больных (э гуй); умершего в тюрьме от голода (бань-фан гуй) и т.п. В большинстве случаев, однако, гуй — это неуспокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненного на родовом кладбище. Считалось, что гуй боится крика, чтения классических конф. книг или буд. «Сутры Авалокитешвары», календарей, меча, к-рым зарубили много людей (такой меч клали в постель к больному или вешали вместе с календарем в свадебном паланкине), мочи, плевка, тростника (его привязывали к постели больного или к телу невесты, едущей в дом мужа), персикового дерева (веткой персика шаманы отгоняли болезнь), различных амулетов. Гуй часто изображались в храмах, а также на нар. картинах, обычно с остроконечной головой и рыжими волосами. Встреча человека с гуй  популярная тема ср.-век. новеллистов.
 
См. также ст. Душа, дух и духи.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 207–209; Алимов И.А. Представление о душе умершего (гуй) в старом Китае (По письменным источникам до XII в.) // Культуры в диалоге. Екатеринбург. 1994, ч. 1, с. 176–218; де Грот Я.Я.М. Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае. СПб., 2001; он же. Демонология древнего Китая. СПб., 2002; Линь Ли-мин. Гуйюй шицзе (Мир злых духов). Сямэнь, 1993; Сюй Хуа-лун. Чжунго гуй вэньхуа да цыдянь (Большой словарь культуры духов-гуй). Гуанси миньцзу чубаньшэ, 1994; он же. Чжунго гуй гуши (Рассказы о злых духах-гуй). Тайюань, 2001; Цин-шу. Тань гуй (О бесах) // Миньсу, 1929, № 68, с. 1–12; Идзуси Есихико. Сина синва дэнсэцу-но кэнкю (Исследования китайских мифов и легенд). Токио, 1943, с. 393–444; Савада Мидзухо. Сацудзин сайки (Человеческие жертвоприношения духам-гуй) // Тэнри дайгаку гакухо. 1964, № 43; он же. Кэнкико (Разыскания о встречах с духами-гуй) / Там же. 1972, № 81.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 424-425.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.