Синология.Ру

Тематический раздел


Гуйхай юй хэн чжи

«Гуйхай в описаниях попечителя гор и вод», автор Фань Чэн-да. Фань Чэн-да (второе имя ― Чжи-нэн, псевдоним ― Ши-ху цзюйши, 1126–1193) ― знаменитый администратор и литератор периода Южная Сун (1127–1279). В течение 1173–1175 гг. занимал высший административный пост генерал-губернатора (аньфу цзинлюэши) губернии Гуаннаньсилу на юге Китая.
 
Сведения об этом крае, описание его природы, народов и т.п. с вошли в его сочинение Гуйхай юйхэн чжи было завершено им в 1175 г.
 
Гуйхай юй хэн чжи на европейские языки не переводился. В российской науке сочинению Фань Чэн-да Гуйхай юй хэн чжи посвящена статья И.А.Алимова, в которой приводится биография автора и излагается содержание памятника. В ней показан масштаб фигуры Фань Чэн-да и указана значимость сообщений о государствах Дали и Аньнань. Особое внимание уделено сведениям о народе яо. Полный перевод памятника на русский язык был осуществлен Ульяновым М.Ю.
 
Об истории передачи памятника. Гуйхай юй хэн чжи сохранился не в целостном виде. Он известен, во-первых, в виде 13 частей, опубликованных в книжных сериях цун шу (Шо фу и Чжибуцзу чжай цун шу), причем последняя ― описания народов Южного Китая ― фрагментарна; во-вторых, в виде отдельных описаний тех же народов, что и в 13-й части, но в более полной форме, которые были включены в историко-политическй свод Ма Дуань-линя Вэнь сянь тун као («Всеобщее обозрение письменных документов, представленных [трону]», ок. 1280). Здесь также содержатся подробные сообщения о двух соседних государствах - Дайвьете и Дали.
 
Гуйхай юй хэн чжи был сравнительно широко известен в сунское, минское и цинское время. Памятник упомянут в каталогах императорских и частных книжных собраний, он включался в состав большего числа книжных серий цун шу. Среди них Шо фу (издание Вань лоу шань тан), Гу цзинь шо хай, Тан Сун цун шу и др.
 
Так Гуйхай юй хэн чжи дважды встречается в Сун ши (История Сун): первый раз в библиографическом разделе (цз. 203) среди сочинений Фань Чэн-да, где его название дано в кратком виде – Юй хэн чжи (в одном цзюане). Второй раз ― в жизнеописании Фань Чэн-да (цз. 386), где оно названо Гуйхай юй хэн цзи. Он упомянут и в каталоге императорского книгохранилища Гоши цзинцзи чжи («Описание канонов и литературы государственной истории»), составленном, видимо, в период Мин между пожарами 1597 г. и 1605 г. Цзяо Хуном (1541–1620).
 
Гуйхай юй хэн чжи упомянуто в основных каталогах частных собраний сунской эпохи: Чжи чжай шу лу цзе ти («Каталог с аннотациями книг [господина] Чжичжай», ок. 1240) Чэнь Чжэнь-суня (?-1261) (о нем сказано: «Гуйхай юй хэн чжи в двух цзюанях»; а также в Суйчутан шуму («Каталог [книгохранилища] в зале Суйчу») Ю Моу (1127-1194). И в Цюньчжай душу чжи ши и («Восполнение пропущенного [в каталоге] Цюнь чжай ду шу чжи») Чжао Си-бяня. Памятник дважды упоминается в каталоге частного собрания Сюй Бо (1570-1646) Хунъюй лоу шу му («Каталог [книгохранилища] в тереме Хунъюй»). Первый раз в разделе «история», рубрике «всеобщие описания» (лэй и цзун чжи): «Гуйхай юй хэн чжи в одном цзюане», во второй раз в том же разделе, но в рубрике «разрозненные описания каждой из провинций» (гэшэн цзачжи): «Гуйхай юйхэн чжи в двух цзюанях», см. [102, с. 289, 293].
 
О содержании. В первой части дано описание различных географических объектов, за ним следует описание полезных ископаемых (часть II) и благовоний (часть III), т.е. важнейших предметов вывоза из Гуанси. Далее сообщается о вине (часть IV) и утвари (часть V), т.е. о том, что сопровождало и украшало жизнь китайского чиновника на Юге, затем следует описание фауны и флоры (части VI–XI). Завершают текст разнообразные данные об отличительных особенностях Гуанси (климате, обычаях местных народов и т.п., часть XII). Последняя часть (XIII) включает рассказы об основных местных народах. Она повреждена. Более подробные варианты текстов этой части сохранились в историко-политическом своде Ма Дуань-линя Вэнь сянь тун као, где они даны в качестве приложения к описаниям различных народов и стран со ссылкой на Фань Чэн-да и его произведения. Тексты из части XIII при сравнении с описаниями, помещенными в Вэнь сянь тун као, напоминают конспективные выписки, поэтому можно сделать вывод о том, что часть XIII не является целостной. Проблема установления первоначального текста памятника осложняется тем, что в этих описаниях встречается информация, которая отсутствует в тексте, помещенном в Вэнь сянь тун као, поэтому мы не можем исключить и того, что сам Фань Чэн-да мог составить и более подробные и более краткие описания. Это вполне вероятно, если принять во внимание, что, занимая высокий пост генерал-губернатора, он был обязан собирать и систематизировать материал о Гуанси и соседних странах, писать различные доклады и отчеты. Так, в Сун хуй яо цзи гао («Черновой свод важнейших материалов династии Сун») содержатся четыре доклада Фань Чэн-да о присылке Дайвьетом слонов, которые дополняют описание Дайвьета.
 
Источники:
Фань Чэн-да. Гуйхай юйхэн чжи (Гуйхай в описаниях попечителя гор и вод). — Чжибуцзучжай цуншу. Сб. 23. Т. 4. Гуанчжоу, 1882; Ху Циван, Тань Гуангуан. Гуйхай юйхэн чжи цзиши сяочжу (Дополнен-
ное, исправленное, сверенное и снабженное комментарием издание Гуйхай юйхэн чжи). Чэнду, 1986; Ци Чжи-пин. Гуйхай юйхэн чжи цзяочжу (Сверенное и снабженное комментарием издание Гуйхай юйхэн чжи). Лючжоу, 1984; Янь Пэй. Гуйхай юйхэн чжи цзяочжу (Сверенное и снабженное комментарием издание Гуйхай юйхэн чжи). Наньнин, 1986; Ма Дуань-линь. Вэньсянь тункао (Всеобщее обозрение письменных документов, представленных трону). Шанхай. 1935.
 
Литература:
Алимов И.А. О сборнике Фань Чэн-да «Записки гуйхайского попечителя гор и вод» (Гуй хай юй хэн чжи). — Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 2–3. СПб., 1993. Ульянов М.Ю. Чжоу Цюй-фэй. За Хребтами. Вместо ответов. («Лин вай дай да»). Перевод с китайского, комментарий, исследование и приложения. М.: Из-во «Восточная литература», 2001; Ульянов М.Ю. Сочинение Чжу Фу «Симань цунсяо» (XII в.) – источник по культуре народов южного Китая периода Сун (сопоставление с трудами Фань Чэн-да и Чжоу Цюй-фэя) // Научная конференция Ломоносовские чтения. М., 2005.
 
С некоторыми изменениями ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2009. – 935 с. С. 470-471.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.