Синология.Ру

Тематический раздел


Гу Хун-чжу

顧洪祝, Гу Хун-чжун 顧閎中. 910–986. Один из ведущих живописцев Х в., и мастеров жанра жэнь-у (хуа) 人物 (畫) — «живопись/изображения фигур».
 
О жизни Гу Хун-чжу известно только, что он работал (943–961) при дворе царства Южное Тан (Нань Тан 南唐, 937–975, на терр. совр. пров. Цзянсу) эпохи Пяти династий (У-дай 五代, 907–960) и пользовался особым расположением государя этого царства — Ли Юя 李煜 (937–978). В онтологию кит. живописи этот художник вошел благодаря своему единств. произведению — «Хань Си-цзай е янь ту» 韓熙載夜宴圖 («Пир Хань Си-цзая», «Ночная пирушка»), имеющему почти детективную историю создания. Рассказывают, что Ли Юй, до к-рого дошли слухи о предельно разгульном и развратном образе жизни сановника Хань Си-цзая 韓熙載 (902–970), устраивавшего в своем доме ночные пиры-оргии, приказал Гу Хун-чжи тайно пробраться туда и запечатлеть увиденное. Сохранились сведения о существовании ряда картин, выполненных различными живописцами на эту тему, в т.ч. одноименного свитка Чжоу Вэнь-цзюя 周文矩 (Х в.), также работавшего при дворе царства Южное Тан и считающегося крупнейшим на тот момент мастером жэнь-у. Известно и несколько их копий, одна из к-рых сделана в XVI в. в Японии. Наиболее близким к оригиналу или, возможно, даже подлинником, принадлежащим кисти Гу Хун-чжу, в наст. время признан свиток (28,7х335,5 см, шелк, краски, тушь) из коллекции пекинского Музея Гугун.
 
Этот горизонтальный свиток, смонтированный из пяти отдельных фрагментов, изображающих Хань Си-цзая в разных ситуациях, в композиционном отношении представляет собой реминисценцию  построения древних стенописей и произведений станковой живописи, созданных на начальном этапе ее формирования (напр., картин Гу Кай-чжи). Свиток открывается сценой, в к-рой гл. герой слушает игру своей сестры на струнном музыкальном инструменте пипа  琵琶 («кит. лютня»; см. Музыкальные инструменты). Второй фрагмент воспроизводит более сложную многофигурную сцену, в ней хозяин пирушки, стоя, с упоением бьет в барабан и аккомпанирует танцу своей фаворитки при заинтересованном внимании гостей — непринужденно расположившихся вокруг пяти мужчин в одеяниях чиновников и двух женщин, компанию к-рым составляет уже изрядно подгулявший монах. Этот фрагмент, по мнению исследователей, дал начало самостоятельному тематико-стилистич. направлению в рамках придворно-бытового варианта жэнь-у, специализировавшемуся на картинах пирушек и тому подобных сцен развлечений знати.
 
В среднем фрагменте Хань Си-цзай сидит на кровати, окруженный вниманием семи ластящихся к нему женщин, и, не откликаясь на их заигрывания, невозмутимо моет в тазике руки. Четвертая сцена представляет сановника внимающим игре квинтета профессиональных флейтисток, облаченных в яркие розово-бирюзовые платья, а пятая (заключительная)   изображает героя картины отдыхающим в кресле в общ-ве трех женщин и трех гостей-мужчин.
 
Несмотря на намеренную композиционную замкнутость каждого фрагмента, все пять сцен образуют единое живописное повествование, пронизанное раскованностью восприятия,  мягким юмором и чувством увлеченности художника проделками этой веселой, беззаботной компании. Точность и живость в изображении персонажей удачно согласуются с умелой компоновкой групповых сцен, интересных множеством тонко подмеченных и забавных подробностей, искушающих воображение зрителя иллюзией «случайного подглядывания».
 
Картина Гу Хун-чжу, видимо, пользовалась немалой известностью у живописцев и представителей знати, о чем свидетельствует множественность копий и вариаций на ее тему. Однако в традиционной кит. эстетике отношение к этому свитку было критическим и даже отрицательным. Так, в трактате Лю Дао-чуня 劉道醇 (X-XI вв.) «Сун-чао мин-хуа пин» 宋朝名畫評 («Оценки прославленных живописных произведений династии Сун»), созданном в конце Х в. и в деталях освещающем живописное творчество эпохи Пяти династий и начала эпохи Северная Сун (Бэй Сун, 960–-1127), Гу Хун-чжу даже не упомянут. Го Жо-сюй 郭若虛 (XI в.), автор знаменитого трактата по истории живописи «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал»), говоря об этом художнике, ограничивается фразой, что тот был неизвестно откуда родом и работал в жанре жэнь-у. В последующих сочинениях выражено мнение, что подобные картины интимной жизни людей следует попросту выбрасывать. Такое отношение к творчеству Гу Хун-чжу, вероятно, объяснялось не столько  живописными качествами произв., сколько несоответствием подобных сюжетов традиц. морально-этическому канону. Вместе с тем, оно могло быть вызвано в целом понятной реакцией критиков на постепенную деградацию придворно-бытовой живописи, возникшей в качестве самостоят. тематического варианта жэнь-у в эпоху Тан (816–906) и отражавшей общие для кит. об-ва того времени настроения праздности и наслаждения роскошью. Лишившись своей питательной среды, эта традиция была обречена утратить прежнюю живость, развиваясь в сторону неск. нарочитой декоративности. Уплотнение худ. пространства за счет введения в него мн-ва тщательно проработанных элементов (напр., предметов интерьера) в сочетании с неск. пестрой полихромией вели к усилению импозантности произведений в ущерб их внутр. смыслу (в кит. терминологии — «духовности» или «энергетической наполненности» ци).
 
Тем не менее, картина Гу Хун-чжу представляет собой одно из лучших произведений придворно-бытового жанра в истории кит. живописи, продолжившее и качественно развившее стилистико-тематическую линию, заданную творчеством прославленных живописцев эпохи Тан — Чжан Сюаня и Чжоу Фана.
 

Литература:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978; Evaluations of Sung Dynasty Painters of Renown: Liu Tao-ch’un’s Sung-ch’ao ming-hua p’ing / Tr. with an Introd. by Ch. Lachman. Leiden–N.Y., 1989; ** Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962; она же. Искусство Китая, Альбом. М., 1988;  Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X – ХШ вв. М., 1976; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (Китайская живопись различных исторических эпох. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т. 1. Пекин, 1982; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 2. Ханчжоу, 1999; Lancman E. Chinese Portraiture. Tokyo, 1966; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 565-567.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.