Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Тин-юнь

王庭筠, Ван Цзы-дуань 王子端, прозв. Хуанхуашань-чжу 黃華山主 (Хозяин гор Желтых цветов). 1151/1156, местн. Хэдун 河東 (совр. уезд Юнцзи永濟, пров. Шаньси), — 1202, Яньцзин 燕京 (совр. г. Пекин). Гос. деятель, литератор, каллиграф и художник, один из ведущих живописцев чжурчжэньского гос-ва Цзинь (1115–1234).
 
Китаец по происхождению, племянник Ми Фу — знаменитого художника и каллиграфа кон. эпохи Сев. Сун (Бэй Сун 北宋, 960–1127), Ван Тин-юнь родился на территории, захваченной чжурчжэнями и вошедшей в состав основанного ими гос-ва Цзинь (более точно место его рождения иногда соотносят с Сюньюэ 熊岳, на терр. совр. уезда Гайпин 蓋平縣, пров. Ляонин). Несмотря на свое происхождение, он уже в возрасте ок. 20 лет (1176) успешно сдал столичный экзамен и, получив высшую ученую степень цзинь-ши 進士, сделал в дальнейшем блестящую офиц. карьеру: стал членом Ханьлинь академии  – центр. гуманитарного учреждения, созданного в гос-ве Цзинь, как и экзаменационная система, по подобию соответствующих кит. институтов; незадолго до смерти (1201) занял пост придворного историографа.
 
Ван Тин-юнь не был лично знаком ни со своим великим дядей (смерть Ми Фу практически совпала по времени с рождением племянника), ни с кругом его единомышленников. И все же цзиньский живописец с полным правом может считаться духовным преемником Ми Фу и продолжателем традиций школы «художников-литераторов» (вэньжэнь хуа 文人畫). Известно, что он работал исключительно в монохромной технике, варьируя композиции из старых засохших деревьев, камней и бамбука, что видно на единственном сохранившемся его произведении — горизонтальном свитке «Ю чжу ку ча ту» 幽竹枯槎圖 («Уединенный бамбук и засохшее дерево», шелк, тушь, Коллекция Фуцзи, г. Токио).
 
Тв-во и взгляды Ван Тин-юня оказали существенное влияние на живописную практику гос-ва Цзинь, привнеся в нее манеру письма и эстетич. установки, присущие вэньжэнь хуа. Особенно отчетливо это влияние прослеживается в работах тех мастеров, к-рые были самодеятельными живописцами, подобно самому Ван Тин-юню и кит. «художникам-литераторам». Возникла целая плеяда мастеров, творивших в «живописи бамбука» (мо-чжу ― «бамбук, [нарисованный] тушью»), следуя стилистике Вэнь Туна и инициированного им течения Хучжоу чжу-пай 湖州竹派 («Хучжоуская школа живописи бамбука»). Наиболее известным среди них считается ученый, сановник и поэт Юй Чжун-вэнь 虞仲文 (XI – нач. XII в.). Нек-рые цзиньские живописцы, тоже преимущественно самодеятельные художники, занимавшие высш. посты в центр. администрации, подражали традиции т.н. южной пейзажной живописи (нань цзун 南宗, в совр. терминологии наньфан шань-шуй хуа-пай  南方山水畫派, «южное пейзажное направление»), представленной работами «художников-литераторов» и их предшественников. Известно, напр., имя Ли Чжун-люэ 李仲略 (?–1205), цзиньского живописца, по утверждению письм. источников, преуспевшего в имитациях пейзажей Ми Фу. Сохранился анонимный свиток «Дун тянь шань тан ту» 洞天山堂圖 («Пещерные небеса, горные залы», 183,2´121,2 см, шелк, тушь, легкая подцветка. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй), подтверждающий факт популярности традиции «южного» пейзажа в гос-ве Цзинь. Мн. специалисты даже считали этот свиток авторской работой знаменитого пейзажиста Х в. Дун Юаня, настолько точно живопись воспроизводит его манеру. Обращение цзиньских мастеров к традиции южн. кит. живописи тем более примечательно, что в ней варьировались картины, совершенно не характерные для природы государства Цзинь, занимавшего северо-восток Китая.
 
Т.о., с тв-вом Ван Тин-юня и его последователей связан один из самых ярких эпизодов распространения кит. худ. традиций в иной этнокультурной среде.
 
Литература:
Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 3. Ханчжоу, 1997–2005; Bush S. Chinese Literati on Painting: from Su Shi (1037–1101) to Tung Ch’i-ch’ang (1556–1636). Cambr., 1971; Сahill J. Chinese Painting. Geneva, 1960; idem. The Lyric Journey. Poetic Painting in China and Japan. Cambr., 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 2. L., 1958; Wai-kam Ho. The Development of Ink Bamboo Painting around Liao-piang School and the Hu-zhow School // Flowers and Birds Motifs in Asia (International Symposium an Art-historical Studies 1). Kyoto, 1982.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 536-537.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.