Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Тин-сян

王廷相, Ван Цзы-хэн 王子衡, Ван Цзюнь-чуань 王浚川. 4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао, пров. Хэнань), — 23.9.1544. Ван Тин-сянВан Тин-сянКит. философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), гос. деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, гл. обр. астрономией. Родился в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзинь ши и в статусе «многообещающего мужа» (шу цзи ши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530-1533) и глава цензората (1533-1541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 по­смертно реабилитирован. Гл. филос. произведения Ван Тин-сяна — «Шэнь янь» 慎言 («Осмотрительные слова»), 13 цз., «Я шy» («Переложения классики»), 2 цз., и др. входят в состав двух собраний сочинений: «Ван-ши цзя цзан цзи» 王氏家藏記 («Собрание [сочинений] из домашнего книгохранилища господина Вана») и «Ван Цзюнь-чуань со чжу шу» («Произведения, созданные Ван Тин-сяном»).

Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тин-сян выступал против обоих его гл. направлений: офиц. — школы [братьев] Чэн — Чжу [Си] (чэнчжу-сюэпай) и неофиц. — школы Лу [Цзю-юаня] — Ван [Ян-мина] (луван-сюэпай). В онтологич. взглядах следовал за Чжан Цзаем (XI в.) и предше­ствовал Ван Фу-чжи (XVII в.). Универсальной мировой субстанцией считал «изначальную пневму» (юань ци), существовавшую «до рождения неба (тянь [1]) и земли (ди [2])», являющуюся «наивысшей вещью (у [3])», корнем и телесным субстратом (ти [1]; см. Ти - юн) «принципов» (ли [1]) и дао , со­держащую в себе «семена» (чжун [3]) всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тин-сян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» (ци [1]). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тин-сяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологич. смысле — как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тин-сян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплоща­ются «формы» (син [2]) и «принципы» и полностью актуализируется дао.

В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в обществ. жизни, Ван Тин-сян признавал их изменчивость во времени. «[Индивидуальная] природа» (син [1]) человека, по Ван Тин-сяну, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта «[индивидуальной] природы» изначально присуща только «совершенномудрым» (шэн [1]), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (IV–III вв. до н. э.) и сближает взгляды Ван Тин-сяна с концепцией Сюнь-цзы (IV–III вв. до н. э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тин-сян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тин-сян выступал против теологических тенденций Дун Чжун-шу (II в. до н. э.), «нумерологии» (сяншучжи-сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дунь-и (XI в.).

Источники:
Ван Тин-сян чжэсюэ сюаньцзи (Избранные философские сочинения Ван Тин-сяна) / Ред. Хоу Вай-лу. Пекин, 1965; Ван Тин-сян цзи (Собрание [со­чинений] Ван Тин-сяна). Т. 1–4. Пекин, 1989; Разговор о Великом пределе; Разговор о пяти элементах; Разговор о природе / Пер. Е.Г. Калкаева // Че­ловек и духовная культура Востока. Вып. I. М., 2003. С. 98–110.

Литература:
История китайской философии. М., 1989. С. 381–391; Калкаев Е.Г. Онтологические взгляды Ван Тинсяна // Человек и духовная культура Востока. С. 88–97; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 40–41; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 416–417, указатель; Гэ Жун-цзинъ. Ван Тин-сян // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Ки­тая. Дополнение). Кн. 4. Цзинань, 1982; Он же. Мин Цзя-цзин чу нянь чжэсюэ шан дэ и чан бяньлунь (Философский спор в первый год [эры] Цзя-цзин [эпохи] Мин [1522]) // Чжунго чжэсюэ ши янцзю. 1982. № 4; Он же. Ван Тин-сян дэ юань ци лунь (Теория изначальной пневмы Ван Тин-сяна) // Чжун­го чжэсюэ ши яньцзю. 1983. № 4; Чжу Куй-цзюй. Ван Тин-сян дэ жэньшилунь чутань (Введение в гносеологию Ван Тинсяна) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сборник исследований по истории китайской философии). Вып. 2. Шанхай, 1982; Чжун Эр-цзюй. Лунь Ван Тин-сян дэ чжэсюэ гунсянь цзи ци лиши дивэй (О вкладе Ван Тин-сяна в философию и его месте в исто­рии) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. № 2.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 172-173.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.