Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Дэ-чэнь

王得臣, Ван Дэ-чэньВан Дэ-чэньВан Янь-фу, псевд. Фэнтай-цзы. 1036, Аньлу обл. Аньчжоу (совр. пров. Хубэй), — 1116. Литератор и чиновник эпохи Северная Сун (960—1127), потомок прославленного знатока канонич. сочинений Ван Чжао-су (894— 982). Происходил из старого богатого рода книжников, где издревле культиви­ровались знания, однако сведения о его жизни достаточно отрывочны и раз­розненны. В авт. предисловии к его сб. бицзи сказано: «Когда я вошел в отро­ческий возраст, отец послал меня учиться в столицу. Минуло десять лет и зим, прежде чем я впервые чудом сдал экзамен». Известно, что Ван Дэ-чэнь учился у мн. известных людей своего времени, среди к-рых особую роль, судя по его записям, сыграли двое — Чжэн Се (второе имя И-фу, 1022—1072) и Ху Юань (второе имя И-чжи, 993—1059). Ван Дэ-чэнь брал у Чжэн Се уроки грамоты, а потом путешествовал с ним по Китаю. Авторитет этого человека для Ван Дэ-чэня несомненен — в его сб. бицзи Чжэн Се часто выступает в качестве инфор­матора, нередко тот или иной эпизод из жизни выдающегося человека или члена имп. фамилии начинается со слов, что автору об этом рассказал Чжэн Се. С Ху Юанем Ван Дэ-чэнь познакомился в столице, в Гоцзыцзянь, где Ху Юань преподавал в годы Хуан-ю (1049—1053). Ван Дэ-чэнь в этом учеб. заве­дении под его руководством изучал «И цзин».
 
В 1059 Ван Дэ-чэнь выдержал экзамен на степень цзиньши и поступил на гос. службу: «С этого времени я, попав в списки чиновников, носился вихрем по служебным делам. Исколесил и север, и юг». По служебной лестнице Ван Дэ-чэнь от поста начальника уезда Балин в обл. Юэчжоу (совр. пров. Хунань) поднялся до значит. должностей при дворе. Осенью 1097 он испросил отставку по болезни глаз и ушел со службы. Ему был пожалован почетный титул четвертого ранга. Остаток дней своих Ван Дэ-чэнь провел на покое. Будучи большим ценителем и знатоком книг, Ван Дэ-чэнь составил довольно большое книжное собрание и лично выверил все имеющиеся в домашней б-ке тексты. Умер Ван Дэ-чэнь в 81 год.
 
От Ван Дэ-чэня осталось неск. произв., в т.ч. «Фэнтай-цзы цзи» («Собрание Фэнтай-цзы», видимо, полное собр. соч.); нек-рое число стихотворений (из­вестно, что у Ван Дэ-чэня был сб. «Фэнтай-цзы хэ Ду ши» — «Стихи Фэнтай-цзы в подражание Ду [Фу]», в 3 цз.), а также сб. бицзи «Чжу ши» («История с мухобойкой»), единственный дошедший до наших дней.
 
Источники
Алимов И.А. Вслед за кистью. Ч. 1. СПб., 1996, с. 90-99.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 235-236.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.