Синология.Ру

Тематический раздел


Бянь Цяо (Цюэ)

扁鵲, Бянь ЦяоБянь Цяопрозв. (букв. Бянь Сорока), имя Цинь Юэ-жэнь 秦越人. Знаменитый врач эпохи Вост. Чжоу. Точное время жизни неизвестно. Источники дают противоречивые сведения. По ним можно сделать вывод, что он жил в VI–V или V–IV вв. до н.э., точнее, в 550–470 или 407–310 до н.э. За свое врачебное умение был уподоблен мифическому Бянь Цяо , птицеподобному существу, помогавшему Хуан-ди в изучении целебных свойств трав.
 
По его жизнеописанию в гл. 105 «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня, Бянь Цяо род. в уезде Чжэн в пров. Бохай и в юные годы, служа смотрителем постоялого двора (шэ чжан), научился врачеванию у загадочного старца Чан Сан-цзюня, к-рый дал ему свои тайные записи и чудесные капли. Принимая эти капли, через 30 дней он смог видеть внутр. органы человека и по их состоянию распознавать болезни. Кроме того, он овладел диагностированием по пульсу. Врачуя в княжествах Ци и Чжао, он приобрел известность как умелый д-р. В 521 до н.э. Бянь Цяо проезжал через гос-во Го, к-рое, вероятно, располагалось в теперешней обл. Баоцзи пров. Шэньси. Услышав, что наследный принц только что ум., он отправился с учениками во дворец правителя, где расспросил о причинах смерти принца и объявил, что может его «оживить». Правитель был информирован и, не теряя времени, обратился за помощью к Бянь Цяо. Тот определил болезнь, при к-рой тело коченеет и выглядит как мертвое, а затем приступил к лечению: сделал укол в точку на макушке, называемую сань-ян у-хуй («пять соединений трех ян [1]»), и через нек-рое время принц ожил. Бянь Цяо повелел ученику Цзы Бао приготовить мазь, к-рую в разогретом виде стал втирать в кожу пациента под ребрами. Вслед за этим принц приподнялся и сел. После этого случая слава о Бянь Цяо распространилась по всему Китаю. Согласно Сыма Цяню, Бянь Цяо был убит наемниками гл. медика (тай-и-лин) Ли Си, не хотевшего, чтобы кто-либо превосходил его в искусстве врачевания. Если это был Ли Си, служивший у циньского правителя в 310–307 до н.э., то получается, что Бянь Цяо жил почти 250 лет.
 
Бянь Цяо лечил множество болезней с помощью лекарств и иглотерапии. Он говорил о шести случаях неизлечимости болезни: когда человек высокомерен, чванлив и не прислушивается к доводам разума; не обращает внимания на свой организм, а поглощен погоней за богатством; не знает меры в нарядах и еде; пневма-ци [1] внутр. органов теряет свою стабильность; слабость пациента такова, что он уже не в состоянии принимать лекарства; пациент верит шаманам, а не врачам.
 
Бянь Цяо был специалистом в геронтологии, гинекологии и педиатрии. Он считается родоначальником пульсологии. Совр. исследователи предполагают, что пульсология была открыта в Китае в V–IV вв. до н.э. школой, связывавшей себя с именем Бянь Цяо. Ему приписывается авторство «Нань цзина» («Канон трудного»), в к-ром содержится теория и методика пульсовой диагностики. В ханьское время существовала «Бянь Цяо мо шу» («Кн. Бянь Цяо о пульсе») в двух частях. Бянь Цяо первым в Китае признал медицину в качестве отд. отрасли знаний, к-рая отличается от магии.
 
Могила Бянь Цяо находится недалеко от совр. уездного центра Линьтун, близ селения Наньчэнцунь в пров. Шэньси.
 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»), гл. 105. Бянь Цяо, Цан-гун ле чжуань («Жизнеописание Бянь Цяо и Цан-гуна»). М., 2002. Т. VIII, с. 246–252.
 
Литература:
Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Юар П., Ван М. К изучению древней китайской медицины // Из истории науки и техники в странах Востока. М., 1963. Вып. 3, с. 171–217; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997.
 
Автор: Еремеев В.Е.
 
Источники: Хань Фэй-цзы, гл. 7 // ЧЦЦЧ, с. 119; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 176–178; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. II. М., 2001, с. 19–21.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 685-686.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.