Синология.Ру

Тематический раздел


Боломидо

波羅蜜多, боломи, поломито, поломи (санскр. парамита). Важнейшая категория учения махаяны (да шэн). Способность, сила, в каком-то смысле энергия, посредством к-рой достигается нирвана (непань). Парамита — то, что «перевозит» на «другой берег» (би ань) к нирване.
 
Кит. эквивалентом санскр. слова «парамита» является также иеролиф ду [2], одно из значений к-рого «переправа», «переправляться». Обычно выделяются шесть парамит (лю боломидо), однако встречаются наборы из четырех (сы боломидо) и десяти (ши боломидо): 1) даяния (жертвования), т.е. материальных и духовных благодеяний, 2) заповеди, т.е. исполнения предписаний, необходимых для обретения нирваны, 3) терпения, т.е. полного отсутствия гнева, 4) старания, т.е. целеустремленности, 5) созерцания, т.е. концентрации мысли и сосредоточении на достижении просветления, 6) совершенной мудрости, т.е. праджняпарамиты (божэ боломидо), 7) «уловок», т.е. умения приносить благо живым существам сообразно их способностям к восприятию Учения/Дхармы (фа [1]) Будды, 8) обетов, 9) десяти сил (ши ли), т.е. действий с помощью десяти познавательных и спасительных способностей будд, 10) знания, т.е. постижения истинных свойств дхарм.
 
Десять сил, согласно «Абхидхарма-махавибхаша-шастре» (кит. «Апидамо да пипоша лунь», «Суждения/шастра Великого истолкования-вибхаша Абхидхармы»), переведенной Сюань-цзаном и представляющей собой обширный комментарий к третьей «корзине/сокровищнице» (цзан) Трипитаки (Сань цзан, см. «Да цзан цзин»), суть знания: 1) истины и лжи, 2) закона кармы (е [1]), 3) всех ступеней медитации и «освобождения» (цзе то), 4) условий настоящей жизни всех живых существ, 5) их взглядов и мыслей, 6) способностей и возможностей, 7) потенциальных результатов их деяний, 8) всех собственных прошлых жизней, 9) времени и места возрождения в следующей жизни и смерти всех живых существ, а также 10) способность освобождать их от любых заблуждений (фань нао).
 
Следование парамитам приводит бодхисаттву к «наивысшему и полному просветлению» (санскр. ануттара-самьяк-самбодхи, кит. у шан чжэн пянь чжи), непременным условием достижения которого является также обязанность приводить в надлежащее состояние окружающих его живых существ.
 
Источники:
Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 391-392.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.