Синология.Ру

Тематический раздел


Би-ся юань-цзюнь

碧霞元君 Би-ся юань-цзюньБи-ся юань-цзюньГоспожа Лазоревых облаков, др. перевод: Госпожа Лазоревой зари. В китайской даосской и народной мифологии богиня — чадоподательница и покровительница детей, а также лис. Ее местопребыванием считается священная гора Тайшань (пров. Шаньдун), где был особенно распространен ее культ. Полный ее титул — Дун-юэ Тайшань тянь-сянь юй-нюй Би-ся юань-цзюнь (Восточного пика горы Тайшань небесная фея нефритовая дева Госпожа Лазоревой зари), однако в фольклоре она известна больше под именем Тайшань нян-нян (Матушка горы Тайшань). По наиболее распространенной версии, Би-ся юань-цзюнь — дочь повелителя горы Тайшань. Ее появление обычно сопровождается ураганным ветром и ливнем, как символом слияния неба и земли, к-рое дает жизнь всему на земле, отсюда, видимо, уже и почитание Би-ся юань-цзюнь как чадоподательницы. Культ ее как богини Тайшаня прослеживается с эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). По др. версиям, Би-ся юань-цзюнь — либо седьмая дочь Желтого владыки/императора (Хуан-ди), либо фея горы Хуашань, либо обожествленная дева или шаманка. В последней версии, возможно, отразились реликты древнейших верований.
 
В храме Би-ся юань-цзюнь — на горе Мяофэншань под Пекином, напр., во время моления ей махали веером (иногда железным) и били в барабан, подобно тому как это делали в древности, призывая дождь. Моления в этом храме устраивались с 1 по 15 число 4-й луны, когда на севере прорастали посевы и дождь был особенно нужен. На горе Тайшань ее храм открывали 18 числа 4-й луны, т.к. считалось, что Би-ся юань-цзюнь спит 9 месяцев в году, в этом также прослеживается ее древняя связь с аграрными культами.
 
Среди легенд о Би-ся юань-цзюнь древнейшая в «Бо у чжи» («Трактат обо всех вещах») Чжан Хуа (III в. н.э.): князь Вэнь-ван (XI в. до н.э.) во сне увидел плачущую богиню Тайшаня, к-рая сказала, что она выдана замуж за владыку Западного моря. Сейчас она не может вернуться на Восток, т.к. путь ее лежит через Гуаньтань, правителем к-рой назначен кудесник Цзян тай-гун, и она не осмеливается пронестись там с бурей и дождем. На другой день Вэнь-ван отозвал Цзян-тай-гуна. Тотчас полил ливень. Это богиня промчалась на родину.
 
Однако в поздние эпохи Би-ся юань-цзюнь была более популярна в Китае как чадоподательница (как бы даос. вариант буд. Гуань-инь) и охранительница детей от болезней. В храмах ее обычно изображали матроной, сидящей на красном троне, в особом головном уборе в виде трех птиц с распростертыми крыльями, в чем можно предположить влияние представления о трех птицах (Ван-му шичжэ), служанках Си-ван-му (Владычицы Запада). По бокам от нее стоят две помощницы: Янь-гуан нян-нян (Государыня божественного зрения, см. Янь-гуан нян-нян) с огромным глазом в руках, которая охраняет младенцев от глазных болезней, и Сун-цзы нян-нян (Государыня, приносящая детей) с новорожденным в руках. В ее окружении еще шесть богинь — покровительниц различных периодов детства: от богини зачатия до богини, уберегающей от оспы Доу-шэнь. Во время моления о даровании детей необходимо привязать к дереву красную нить. В Юго-Вост. Китае, напр. в пров. Фуцзянь, культ Би-ся юань-цзюнь отчасти вытеснен, отчасти слился с местным культом Линьшуй-най (Матушки из Линьшуя), также дарующей потомство.
 
Литература:
Гу Цзе-ган. Мяофэншань (Гора Мяофэншань). Шанхай, 1988; Сун Чжао-линь. Чжунго миньцзянь шэнь сян (Образы китайских народных божеств). Тайбэй, 1995, с. 180; Люй Цзи-сян. Тайшань- няннян синьян (Верования, связанные с Матушкой Тайшаня). Пекин, 1994; Exposition d’iconographie populaire. Images ritualles du Nouvel An. Peking, 1942, р. 226–229; Сhavannes E. Le T’ai-chan. P., 1910.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 380-381.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.