Синология.Ру

Тематический раздел


Ба сянь

八仙  Восемь бессмертных (ба сянь) даосской мифологииВосемь бессмертных (ба сянь) даосской мифологииВосемь бессмертных. В китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев. В нее входят Люй Дун-бинь, Ли Те-гуай, Чжунли Цюань, Чжан Го-лао, Цао Го-цзю, Хань Сян-цзы, Лань Цай-хэ и Хэ Сянь-гу. Представление о Восьми бессмертных сложилось в первых веках н.э., но как канонизированная группа Восемь бессмертных утвердились, вероятно, не ранее XI–XII вв. Закрепление состава Восьми бессмертных шло постепенно; напр., вместо Хэ Сянь-гу в эту группу нередко входил Сюй-шэнь-вэн — реальная личность XII в. Первоначально гл. персонажем был, видимо, Ли Те-гуай, позднее — Люй Дун-бинь.
 
Сказания о Восьми бессмертных разрабатывались в юаньской драме (XIII–XIV вв.), пьесах минского времени (XIV–XVII вв.) и в поздней, т.н. местной, драме. Кроме отд. преданий о каждом из Восьми бессмертных существуют также рассказы и об их совместных деяниях (о путешествии Восьми бессмертных за море, о посещении Владычицы Запада Си-ван-му и др.). Эти легенды составили к XVI в. единый цикл и были использованы писателем У Юань-таем в романе «Путешествие на Восток, или Предание о высочайших Восьми бессмертных» («Дун ю цзи шан дун ба сянь чжуань», кон. XVI в.), а также в ряде поздних нар. драм. В них рассказывалось о том, как Восемь бессмертных были приглашены к Владычице Запада Си-ван-му и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью, сделанной по их просьбе самим Лао-цзы. После пира у Си-ван-му Восемь бессмертных отправились через Восточное море к Владыке Востока Дун-ван-гуну. И тут каждый из Восьми бессмертных явил свое чудесное искусство: Ли Те-гуай поплыл на железном посохе, Чжунли Цюань — на веере, Чжан Го-лао — на бумажном осле, Хань Сян-цзы — в корзине с цветами, Люй Дун-бинь воспользовался бамбуковой ручкой от мухогонки, Цао Го-цзю — деревянными кастаньетами пай-бань, Хэ Сянь-гу — плоской бамбуковой корзиной, а Лань Цай-хэ стал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет. Восемь бессмертных (ба сянь) даосской мифологииВосемь бессмертных (ба сянь) даосской мифологииСияние плывущей по морю пластины привлекло внимание сына Лун-вана, Царя драконов (лун) Восточного моря. Воины Лун-вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун-бинь отправился вызволять товарища и поджег море, и тогда Царь драконов отпустил Ланя, но не вернул пластину. Люй и Хэ Сянь-гу отправились вновь к берегу моря, где и произошло сражение, в к-ром сын Царя драконов был убит. Умер от ран и его второй сын. Восемь бессмертных зажгли море и сбросили в море гору, к-рая разрушила дворец Лун-вана. И только посредничество богини Гуань-инь (Авалокитешвара) и вмешательство верховного Нефритового владыки (Юй-ди) привело к установлению мира на земле и в подводном царстве.
 
Изображения Восьми бессмертных украшали изделия из фарфора, были популярны в живописи, на нар. лубках (нянь хуа) и т.п. В живописи часто встречаются изображения пирующих Восьми бессмертных, сидящих и отдыхающих, переплывающих море или встречающихся с основателем даосизма Лао-цзы. Оригинальную трактовку получили изображения Восьми бессмертных в совр. живописи (Ци Бай-ши, Жэнь Бо-нянь).
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 62 – 66; Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIII–XIV вв. М., 1979; Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. СПб., 1907, вып. 6, с. 1–86; то же. Все о Китае. Т. 1., М., 2003, с. 221–296; Шкуркин П.В. Очерки даосизма. Харбин, 1926, ч. 2; он же. Путешествие Восьми бессмертных, Харбин, 1926; Пу Цзян-цин. Ба сянь као (Разыскания о Восьми бессмертных) // Пу Цзян-цин. Вэнь лу (Собр. соч.). Пекин, 1958, с. 1–46; Чжао Цзин-шэнь. Ба сянь чуаньшо (Легенды о Восьми бессмертных) // Чжао Цзин-шэнь. Сяошо сяньхуа (Заметки о прозе). Шанхай, 1948, с. 66–103; Шань Мань. Ба сянь синьян (Верования, связанные с Восьми бессмертными). Пекин, 1994; LaiTien-chang. The Eight Immortals. Hong Kong, 1972.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 375-376.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.