Синология.Ру

Тематический раздел


Ань Ци-шэн

安期生, Даосский бессмертный Ань Ци-шэнДаосский бессмертный Ань Ци-шэнАнь Ци, Ань Ци сянь-шэн, прозвище — Цянь-суй-вэн (Тысячелетний старец). Даосский бессмертный, обитатель одного из легендарных гор-островов, обители бессмертных — Пэнлая. По легендам, Ань Ци-шэн был родом из Ланъе (пров. Шаньдун), жил на берегу Восточного моря, собирал травы и торговал лекарственными снадобьями, в т.ч. продлевающими жизнь, и пользовался народной славой. Активно занимался алхимическими опытами с целью получить снадобье бессмертия (в стихах литератора Го Пу, 276–324, говорится: «Ань Ци переплавлял пять минералов») и в результате обрел сверхъестеств. возможности и сумел значительно продлить срок своей жизни. Гэ Хун в трактате «Бао-пу-цзы» («[Трактат] Мудреца, Объемлющего Первозданную простоту», цз. 3, 13) со всей определенностью пишет, что возраст Ань Ци-шэна составляет более тысячи лет. Согласно «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 12, 28, 80, 94), Ань Ци-шэн был учеником даос. наставника Хэ-шан-гуна, (III–II вв. до н.э.), «который взялся неизвестно откуда» и считается автором древнейшего комментария к «Дао дэ цзину».
 
Известно, что император Цинь Ши-хуан (правил 221–210 до н.э.), стремившийся к обретению бессмертия, узнав о громкой славе Аня, призвал его к себе и беседовал с ним три дня и три ночи. Крайне довольный беседой, император даровал Ань Ци-шэну значит. количество золота и драгоценных предметов. Ань Ци-шэн, однако, исчез без следа, оставив императору все пожалованное богатство и благодарственное письмо, в котором была строка: «Спустя тысячу лет ищите меня у подножья горы Пэнлай». Ань Ци-шэна можно считать одним из вдохновителей не увенчавшихся успехом морских экспедиций Цинь Ши-хуана, пославшего большой отряд на поиски островов бессмертных.
 
Интерес к Ань Ци-шэну проявлял также ханьский император У-ди (141–87 до н.э.), увлекавшийся даос. магией и поиском путей к достижению бессмертия. Его придворный маг (сянь [1]) Ли Шао-цзюнь поведал императору о Ань Ци-шэне и том, что лично встречался с ним. Однако вскоре Ли Шао-цзюнь скончался, и поиски Ань Ци-шэна оказались безрезультатными.
 
В древних источниках существуют упоминания о встречах разных магов с Ань Ци-шэном во время их посещения острова Пэнлай — при этом Ань Ци-шэн описан поедающим огромный финик.
 
Из «Ши цзи» известно также, что Ань Ци-шэн был учителем Мао Си-гуна, а также был в дружеских отношениях с известным стратегом конца периода Чжань-го (475–221 до н.э.) и начала ханьского времени Куай Туном, вместе с к-рым пытался давать советы Сян Юю (232–202 до н.э.), хотя советы восприняты не были. Также Ань Ци-шэн передал секреты даосской алхимии Ма Мин-шэну. Поздние легенды рассказывают также о том, что Ань Ци-шэн сообщил рецепт выплавления пилюль бессмертия Ли Шао-цзюню, а также дал Ван Лао свое толкование строки из «Дао дэ цзина» в духе совр. цигуна. В результате глубокого постижения этого толкования через три года Ван Лао обрел молодость и нек-рые сверхъестественные способности.
 
В легендах последующего времени география пребывания Ань Ци-шэна значительно расширилась. Так, некий человек в Хэнани получил от него многажды описанный финик — плод был настолько огромен, что перед употреблением в пищу его пришлось варить три дня. Аромат распространился на многие ли вокруг; плод возвращал умирающих к жизни и исцелял недужных, а люди здоровые, отведав его, обретали способность летать по воздуху. В Хунани же существовало предание, что именно здесь, на горе Цзюнишань, Ань Ци-шэн учил Ма Мин-шэна изготавливать чудесные пилюли.
 
Автор: Алимов И.А.

 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. II / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 1975, указ.; то же. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; то же. Т. VII. М., 1996, указ.;  то же. Т. VIII / Пер. Р.В.Вяткина, А.М.Карапетьянца. М., 2002, указ.; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1993, с. 58, 205 – 206, 334, 365..
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 357.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.